Не все знают, но ОКБ Яковлева разрабатывало не только самолеты, были и вертолеты Як.
Краткая справка: ОКБ Яковлева основано 15.01.1934г. приказом №23 ГУАП Народного Комиссариата Тяжелой промышленности. Конструкторская группа Алексея Сергеевича Яковлева стала обособленной единицей КБП при авиазаводе №39.
Экспериментальный геликоптер ЭГ.
Отгрохотали последние залпы Великой Отечественной Войны. Авиаконструкторы, занятые на производстве боевых самолетов, наконец получили возможность изучить, тогда еще новую вертолетную тему. Не осталось в стороне и ОКБ Яковлева, инженеры еще до войны приступили к изучению вопроса постройки летательного аппарата вертикального взлета. Разработку экспериментального вертолета ЭГ возглавил Сергей Арсентьевич Бемов.
Вас может заинтересовать – «Вертолеты Миля».
За основу конструкторами взята соосная схема расположения несущих винтов, как наиболее простая и компактная. Работы продвигались медленно, приходилось решать на одну проблему за другой. Так как специалисты Яковлева не имели опыта в постройке винтокрылых машин.
Но к концу лета 1947г. ЭГ готов к наземным испытаниям, а в декабре этого же года приступили к заводским испытаниям. В первый же день летчик-испытатель В.В.Тезавровский поднимает вертолет в воздух. На заводе машину испытывали до середины лета 1948г. В целом ЛИ вертолета ЭГ прошли успешно. Тезавровский отзывался о геликоптере положительно и имел лишь несколько незначительных замечаний. Однако вертолет ЭГ так и остался в единственном экземпляре. Немного позже экспериментальный геликоптер передали в Московский авиационный институт, где студенты сделали из него аэросани.
Вертолеты Як – Як-100.
Разработку вертолета Як-100 в КБ Яковлева начали летом 1947г. А к началу ноября 1948г. уже готов опытный экземпляр. ОН был построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. В конце ноября этого же года вертолет передается на ЗИ. И в феврале Як-100 совершает взлет на привязи.
Также читайте – «Вертолеты Камова».
Летом 1950г. ЯК-100 передают на ГИ, которые закончились 30.10.1950. ГИ вертолет Як-100 выдержал и показал неплохой результат, однако в серию пустили его конкурента Ми-1, хотя в целом Милевский вертолет имел больше проблем и при его испытаниях погиб летчик.
Летающий вагон вертолет Як-24.
Пятого октября 1951г. партия и правительство СССР поручает опытно-конструкторскому бюро Яковлева создать 24-х местный вертолет с продольной схемой расположения двух основных винтов. В рекордные десять месяцев Як-24 был спроектирован и построен. Он впервые взлетает в июле 52-го, а в конце1952г вертолет предают на Г. И. С трудом, пройдя государственные испытания (некоторые недочеты так и не удалось полностью исправить), Як-24 отправляют на серийное производство весной 1955г. А в конце этого же года вертолет устанавливает два мировых рекорда по поднятию грузов. Всего со стапелей авиазавода сошло 40 единиц.
Это интересно – «Самолеты истребители МиГ».
Вертолеты Як-24 эксплуатировались до начала 60-х (после окончания гарантийного срока полеты на них прекратили, в том числе из-за отсутствия запасных частей). После этого о вертолетах с продольной схемой расположения основных роторов в СССР, да в России навсегда забыли.
Примечательно, что с участием вертолета Як-24 не произошло ни одной катастрофы.
Последний из сохранившихся Як-24 сейчас находится в музее авиации в Монино.