Не все знают, но ОКБ Яковлева разрабатывало не только самолеты, были и вертолеты Як.

Краткая справка: ОКБ Яковлева основано 15.01.1934г. приказом №23 ГУАП Народного Комиссариата Тяжелой промышленности. Конструкторская группа Алексея Сергеевича Яковлева стала обособленной единицей КБП при авиазаводе №39.

Экспериментальный геликоптер ЭГ.

Вертолеты Як
Экспериментальный геликоптер ЭГ

Отгрохотали последние залпы Великой Отечественной Войны. Авиаконструкторы, занятые на производстве боевых самолетов, наконец получили возможность изучить, тогда еще новую вертолетную тему. Не осталось в стороне и ОКБ Яковлева, инженеры еще до войны приступили к изучению вопроса постройки летательного аппарата вертикального взлета. Разработку экспериментального вертолета ЭГ возглавил Сергей Арсентьевич Бемов.

Вас может заинтересовать – «Вертолеты Миля».

За основу конструкторами взята соосная схема расположения несущих винтов, как наиболее простая и компактная. Работы продвигались медленно, приходилось решать на одну проблему за другой. Так как специалисты Яковлева не имели опыта в постройке винтокрылых машин.

Но к концу лета 1947г. ЭГ готов к наземным испытаниям, а в декабре этого же года приступили к заводским испытаниям. В первый же день летчик-испытатель В.В.Тезавровский поднимает вертолет в воздух. На заводе машину испытывали до середины лета 1948г. В целом ЛИ вертолета ЭГ прошли успешно. Тезавровский отзывался о геликоптере положительно и имел лишь несколько незначительных замечаний. Однако вертолет ЭГ так и остался в единственном экземпляре. Немного позже экспериментальный геликоптер передали в Московский авиационный институт, где студенты сделали из него аэросани.

Вертолеты Як – Як-100.

Вертолеты Як.
Конкурент Ми-1 — Як-100

Разработку вертолета Як-100 в КБ Яковлева начали летом 1947г. А к началу ноября 1948г. уже готов опытный экземпляр. ОН был построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. В конце ноября этого же года вертолет передается на ЗИ. И в феврале Як-100 совершает взлет на привязи.

Также читайте – «Вертолеты Камова».

Летом 1950г. ЯК-100 передают на ГИ, которые закончились 30.10.1950. ГИ вертолет Як-100 выдержал и показал неплохой результат, однако в серию пустили его конкурента Ми-1, хотя в целом Милевский вертолет имел больше проблем и при его испытаниях погиб летчик.

Летающий вагон вертолет Як-24.

Вертолеты Як
Летающий вагон Як-24

Пятого октября 1951г. партия и правительство СССР поручает опытно-конструкторскому бюро Яковлева создать 24-х местный вертолет с продольной схемой расположения двух основных винтов. В рекордные десять месяцев Як-24 был спроектирован и построен. Он впервые взлетает в июле 52-го, а в конце1952г вертолет предают на Г. И. С трудом, пройдя государственные испытания (некоторые недочеты так и не удалось полностью исправить), Як-24 отправляют на серийное производство весной 1955г. А в конце этого же года вертолет устанавливает два мировых рекорда по поднятию грузов. Всего со стапелей авиазавода сошло 40 единиц.

Это интересно – «Самолеты истребители МиГ».

Вертолеты Як-24 эксплуатировались до начала 60-х (после окончания гарантийного срока полеты на них прекратили, в том числе из-за отсутствия запасных частей). После этого о вертолетах с продольной схемой расположения основных роторов в СССР, да в России навсегда забыли.

Примечательно, что с участием вертолета Як-24 не произошло ни одной катастрофы.

Последний из сохранившихся Як-24 сейчас находится в музее авиации в Монино.