Оглавление

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Бериев Георгий Михайлович

Краткая справка: Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович – советский авиаконструктор, доктор технических наук, лауреат сталинской премии. ЦКБ морского самолетостроения создано в Таганроге по приказу ГУАП СССР №44/260 от 6.08.1934 г. главным конструктором которого назначается Г. М. Бериев. Сегодня это ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» В этой публикации мы расскажем про все самолеты Бериева Г. М.

Морской ближний разведчик МБР-2.

Самолеты Бериева
Морской ближний разведчик МБР-2

Разработка самолета МБР-2 в ОКБ Бериева началась в 1931г. Летающая лодка впервые поднялась в воздух 3 мая 1932г. В первых же полетах машина показала себя с лучшей стороны. По летно-техническим характеристикам она намного опережала аналогичные самолеты зарубежного производства.

Вам может быть интересно – «Самолеты Мясищева».

Летом 1933г. амфибию Бериева МБР-2 принимают на вооружение. В этом же году разворачивают серийное производство гидросамолета и продолжают вплоть до конца 1940г. За это время со стапелей завода №31 в Таганроге сошло 1365 единиц. Летающая лодка Бериева МБР-2 стала самым массовым самолетом-амфибией в СССР.

Самолеты Бериева. Палубный катапультный гидросамолет КОР-1 (Бе-2).

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Палубный катапультный гидросамолет КОР-1 (Бе-2)

В тридцатых годах прошлого века для оснащения появившихся на вооружении легких крейсеров потребовались катапультные самолеты-разведчики. Поэтому, ЦКБМС Бериева получило задание на создание данной авиатехники. Новый гидросамолет впервые поднялся в воздух в сентябре 1936г. Но по результатам испытаний, он не смог удовлетворить требования военных. Тем не менее он принимается на вооружение как переходной вариант и запущен в малую серию. Всего произведено 12 машин.

Самолет-разведчик Бериева МБР-7.

Самолеты Бериева
Морской ближний разведчик МБР-7

В конце 1930-х в КБ Бериева поступило задание на проектирование самолета-амфибии взамен устаревшему МРБ-2. И в конце апреля 1939г. летающая лодка МРБ-7 совершает первый взлет под управлением летчика-испытателя Н. П. Котякова, который дал высокую оценку ЛТХ морского разведчика. Однако были и недостатки, после исправления которых, летные испытания возобновились. Во время одного из полетов машина потерпела катастрофу, пилоты остались живы, но самолет ремонту не подлежал. Заканчивали тестирование амфибии уже на втором опытном экземпляре. К окончанию испытаний заказчики свои требования и работы по МБР-7 были свернуты.

Самолеты Бериева. Морской дальний разведчик МДР-5.

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Морской дальний разведчик МДР-5

ОКБ Бериева разработало этот самолет в 1938г. Но летающая лодка получилась перетяжеленная и не отвечала требованиям ТЗ. Всего выпущено две единицы, в серию самолет не запускали.

Катапультная летающая лодка КОР-2 (Бе-4).

Самолеты Бериева
Морской палубный разведчик-корректировщик КОР-2 (Бе-4)

Задание на проектирование и постройку палубного разведчика-корректировщика ЦКБМС Бериева получило на исходе июля 1939г. Первый вылет самолет совершил 21 октября 1940г. По окончании испытаний одобрен к производству малыми сериями. Всего с завода вышло 44 машины этого типа.

Советский самолет-амфибия на подводных крыльях Бе-8.

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Гидросамолет на подводных крыльях Бе-8

Пассажирский самолет на подводных крыльях создан в ОКБ Бериева в 1947г. По облику он походил на Бе-4, но имел гораздо большие размеры и массу. Первый полет самолет совершил 3 декабря 1947г. Не взирая на высокие оценки по результатам летных испытаний, машина в серийный выпуск не пошла. Всего построено 2 экземпляра.

Самолеты Бериева. Многоцелевая летающая лодка Бе-6.

Самолеты Бериева
Многоцелевой гидросамолет Бе-6

Самолет разрабатывался как всепогодный дальний разведчик-бомбардировщик, торпедоносец, средство доставки десанта, установщик минных заграждений.

Также читайте – «Самолеты Петлякова».

Опытный образец построен в 1945г. На ГКИ амфибия поступила в 1951г. Бе-6 по многим параметрам превосходил, стоящий на вооружении американский самолет «Каталину». По окончании испытаний летающую лодку Бериева рекомендовали для принятия на вооружение, а за тем в массовое производство. С 1949 по 1957гг. выпустили 123 амфибии Бериева.

Экспериментальная реактивная летающая лодка Бериев Р-1.

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Летающая лодка с турбореактивными двигателями Р-1

Р-1 в ОКБ Бериева начали разрабатывать в конце весны 1947г. Согласно ТЗ Р-1 предполагалось использовать как разведчик и бомбардировщик. Машина впервые совершает полет в 30 мая 1953г. Но из-за долгой доводки самолета, программу решено свернуть.

Реактивный гидросамолет Бериева Бе-10.

Самолеты Бериева
Многоцелевой гидросамолет Бе-10

Самолет призван производить разведку в море, торпедировать и бомбить корабли противника. 

Разработка реактивного самолета-амфибии стартовала с постановлением совета министров от 08.10.1953г. К середине лета 1954г. завершилось проектирование и построен макет для статических тестов. Осенью 1955г. собрали опытный самолет. Впервые взлетел в июле 1956г. После окончания ГИ гидросамолет начинают производить серийно и принимают на вооружение. Но из-за сложного технического обслуживания морская авиация старалась не эксплуатировать Бе-10, и он большую часть времени простаивал у берегов.

Вас может заинтересовать – «Самолеты Поликарпова».

Однако, реактивный самолет-амфибия Бериева занял достойное место в истории авиации, став первым реактивным гидросамолетом, производившемся серийно. Всего за годы массового выпуска построено 27 штук.

Противолодочный самолет Бериева Бе-12 «Чайка».

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Противолодочный самолет Бе-12 «Чайка»

Создавался для замены Бе-6, и был призван осуществлять поиски и уничтожать субмарины противника. В середине осени 1960г. гидросамолет впервые поднялся в воздух. А в июле 1961г. принимал участие в авиапараде в Тушино. Осенью 1963г. стал поступать в части морской авиации. За время массового выпуска построено 143 охотника за подводными лодками. В течении срока эксплуатации (с 29 ноября 1965г. по сегодняшний день) самолет Бе-12 установил 45 мировых рекордов.

Самолеты Бериева. Экспериментальный Советский гидросамолет Бе-1.

Самолеты Бериева
Экспериментальный самолет Бе-1

Для строительства применялось преимущественно дерево. Впервые гидросамолет поднялся в воздух в 1964г. Всего выполнил 16 полетов. Выпущен в единственном экземпляре для изучения экранного эффекта.

Ближнемагистральный пассажирский самолет Бе-30.

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Ближнемагистральный пассажирский самолет Бе-30

Разработки легкого пассажирского самолета в ОКБ Бериева развернулись в 1965г., и был предназначен для смены Ан-2. Бе-30 впервые оторвался от взлетной полосы в начале июля 1968г. Успешно пройдя государственные испытания, машина принимала участие в Ле-Бурже в 1969г. Однако, построен был малой серией в 7 самолетов. Бе-30 стал последним самолетом, построенным под руководством Георгия Михайловича Бериева.

Самый большой в истории мировой авиации самолет-амфибия А-40 «Альбатрос».

Самолеты Бериева
Самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»

Работы по созданию самолета в конструкторском бюро Бериева начались в 1983г. В начале декабря 1986г. А-40 совершает первый взлет со взлетной полосы аэродрома, а с поверхности воды гидросамолет взлетает 4 ноября 1987г. Во время летных испытаний на «Альбатросе» установлено 140 мировых рекордов. Но с распадом СССР производство было свернуто. Всего построили 2 экземпляра.

Самолеты Бериева. Гидросамолет многоцелевого назначения Бе-103.

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Многоцелевой гидросамолет Бе-103

К проектированию самолета Бе-103 в ОКБ Бериева приступили в начале 90-х годов прошлого века. Его назначение осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в районах, где отсутствуют обычные взлетные полосы и в местах большого скопления озер и рек. Первый вылет самолет совершил 15 июля 1997г. Участвовал в авиасалоне МАКС-2007.

Российский самолет (летающая лодка) Бе-200 (Альтаир).

Самолеты Бериева
Бе-200 «Альтаир»

Пожалуй, самый необычный гидросамолет из семейства самолетов ОКБ Бериева. Этот летательный аппарат может производить взлет как с поверхности воды, так и с обычного аэродрома. Назначение гидросамолета: поисково-спасательные работы, тушение пожаров, грузовые и пассажирские перевозки. По многим характеристикам, машина превосходит зарубежные образцы и не имеет аналогов в мире.

Работы по проектированию в ТАНТК проводились в 1993г. Первый полет самолет Бе-200ЧС совершил 24 сентября 1998г. Находится в эксплуатации в МЧС и ВМФ России, МЧС Азербайджана.

Проект сверхтяжелого гидросамолета Бе-2500 «Нептун».

Самолеты Бериева. Хронология создания.
Бе-2500 «Нептун»

«Нептун» начал разрабатываться в конце 1980-х и должен был стать самым большим в мировой истории авиации гидросамолетом. При проектировании самолета закладывалась возможность летать как в экранном режиме, так и в обычном – высотном. Однако, в программе развития авиационной промышленности 2013 — 2025гг., о «Нептуне» не упоминается.

Другие самолеты КБ Бериева.

Наряду с созданием своих летательных аппаратов в КБ Бериева активно занимались модернизацией и переоборудованием серийных самолетов, в частности: А-50, А-60, А-100 – продукты модернизации самолета Ил-76, Ан-30 – переоснащение серийного Ан-24.

Самолеты Бериева
А-50
Самолеты Бериева. Хронология создания.
А-60
Самолеты Бериева
А-100
Самолеты Бериева. Хронология создания.
Ан-30