Оглавление

Краткая справка: Поликарпов Николай Николаевич видный Советский авиаконструктор, герой соц. труда. В этой публикации мы расскажем про самолеты Поликарпова Н. Н.

Первый учебный У-1.

Самолеты Поликарпова
У-1

Базовой основой для постройки У-1 стал британский Avro 504K, который попал к Поликарпову по чистой случайности в 1919г. Впервые У-1 взлетает в 1921г. С 1921 по 1923гг. У-1 производят массово и строят 737 машины. Снят с эксплуатации в 1935г.

Самолеты Поликарпова. Р-1.

Р-1

Основой для разработки послужил английский разведчик de Havilland D.H.9A. Р-1 был самым массовым аэропланом в Советском Союзе до 1930г. Соверши свой первый взлет летом 1924г. Серийно производился с 1924 по 1932г. За это время построено 2 656 самолетов Р-1.

Вас может заинтересовать – «Боевые самолеты Ильюшина».

Применялся в качестве штурмовика и легкого бомбардировщика. Эксплуатировался до 1936г.

Истребитель И-1.

Самолеты Поликарпова
И-1

Разработан ОКБ Поликарпова в 1923г. Первый прототип Ил-400 в первом полете разбился в августе 1923г., второй (Ил-400б) прошел испытания и рекомендован к массовому выпуску. Всего было построено 33 самолета этого типа. На вооружение в РККА не принимался.

Самолеты Поликарпова. Учебный самолет П-1.

П-1

Разработка П-1 начинается в 1924г. Летный образец подготовили к концу февраля 1926г., а 14 марта этого же года П-1 производит первый взлет. По окончании испытаний в начале 1927г., получен заказ на 10 самолетов, но в связи с масштабными доработками машины, связанными с установкой на них вооружения, заказ отменен.

Морской разведчик МР-1.

Самолеты Поликарпова
МР-1

Поплавковый вариант Р-1. Прототип построен в 1925г. 19 октября этого же года МР-1 впервые поднимается в воздух. При испытаниях в Севастополе, прототип затонул. Однако это не помешало рекомендовать амфибию в серийный выпуск, который продолжался с 1927 по 1929г. Всего за это время произведено 248 единиц. В 1933г. морской разведчик МР-1 выводят из эксплуатации.

Самолеты Поликарпова. ДИ-1 (2И-Н1).

ДИ-1

Проектные работы по опытному двухместному истребителю развернулись в 1924г. Первый полет 2И-Н1 совершил 25 февраля 1926г. под управлением летчика-испытателя Филиппова. Во время замера максимальной скорости полета, на 9-м вылете, самолет потерпел катастрофу, летчик и хронометрист погибли. Все работы по ДИ-1 были свернуты. А дело по катастрофе направили в верховный суд. Позже, это дело станет одним из главных обвинений и причиной ареста Поликарпова.

Многоцелевой У-2 (По-2) «Кукурузник».

Самолеты Поликарпова
У-2 (По-2)

Проектирование У-2 завершилось к октябрю 1926г. В воздух самолет впервые поднялся 24 июня 1927г. Проводивший испытания второго прототипа У-2 Громов в 1928г., отметил великолепные летные качества биплана. С этого же года стартует массовый выпуск учебного самолета, который окончился аж в 1954г. С заводов вышло 33 528 самолетов У-2.

Также читайте – «Самые необычные самолеты».

У-2, впоследствии По-2 активно использовался во время Великой Отечественной войны в качестве самолета связи, разведчика, на нем воевал знаменитый женский полк «Ночные ведьмы», который внес огромный вклад в победу над фашистами.

Самолеты Поликарпова. Тяжелый бомбардировщик ТБ-2.

ТБ-2

Работы по проектированию тяжелого бомбардировщика ТБ-2 стартовали в 1927г. Начало испытаний – 1930г. Самолет посчитали устаревшим и в серийное производство его не пустили.

Многоцелевой одномоторный самолет Р-5.

Самолеты Поликарпова
Р-5

Разработан в 1928г. Впервые поднимается в небо 19 сентября 1928г. После прохождения ГИ одобрен в серийное производство, начавшееся в 1930 и окончившимся в 1936г. стал одним из самых массовых бипланов в 30-х годах прошлого века. Произведено около 7 000 единиц. Выведен из эксплуатации в 1944г.

Самолеты Поликарпова. Советский многоцелевой одноместный самолет Р-Z.

Р-Z

Является дальнейшим развитием Р-5 с проведением глубокой модификации. Изменения подверглись: фюзеляж – стал более округлым и коротким, хвостовое оперение изменилось полностью, добавлены зализы крыла, кабина пилота стала закрытой.

Вам может быть интересно – «Боевые машины Як».

Р-Z впервые поднимается в воздух в июле 1935г. Серийный выпуск налажен в 1936г. и окончен в 1937г. За это время построено 1031 самолет этого типа.

Истребитель Поликарпова И-3.

Самолеты Поликарпова
И-3

Первый летный экземпляр был готов в октябре 1927г. При прохождении самолета статических испытаний, в конце января 1928г. принимается решение о запуске самолета в серию, а также о приемке И-3 на вооружение. Всего было выпущено 399 боевых машин этого типа. В 1931г. И-3 выведен из эксплуатации.

Самолеты Поликарпова. Советский истребитель-полутороплан И-5 (ВТ-11).

И-5

Проектирование самолета И-5 началось в 1929г. Истребитель впервые отрывается от взлетной полосы в конце апреля 1930г. К серийному производству И-5 приступили лишь в конце 1932г., поскольку завод, на котором планировалось развернуть выпуск самолетов Поликарпова, в 1930г. еще не был построен. Общее количество боевых машин И-5, сошедших со стапелей завода 816 единиц. Выведен из эксплуатации в 1942г.

Истребитель-биплан И-6.

Самолеты Поликарпова
И-6

Проектные работы по самолету И-6 стартовали в начале осени 1928г. Постройку летного образца закончили к августу 1929г. И-6 совершил первый вылет в самом конце марта 1930г. Во время испытаний машина, по летным характеристикам, уступала И-5, поэтому от ее массового производства отказались.

Самолеты Поликарпова. Легкий маневренный истребитель И-15.

И-15

Самолет является дальнейшим развитием И-5 и И-6. Проектные работы завершились в 1933г. Первый вылет боевой машины состоялся в октябре 1933г. Серийное производство началось в 1934-м. и окончилось в 1936г. За это время построено 384 единицы. Из эксплуатации выведен в 1953г. Боевое крещение И-15 получил в 1936г. в Испании.

И-16 «Ишачок»

Самолеты Поликарпова
И-16

Разработка нового скоростного истребителя-моноплана развернулась в ОКБ Поликарпова в 1932г. Самолет впервые поднимается в воздух в самом конце 1933г. На гос. испытаниях самолет показал себя не с лучшей стороны из-за сложности пилотирования. Поэтому специальным приказом самолет разрешили пилотировать только опытным пилотам.

Массовое производство И-16 развернули в 1935г., продолжавшееся до 1942г. За это время со стапелей заводов вышло больше десяти тысяч самолетов И-16. Боевое крещение машина получила в конце 1936г. в Испании.

Самолеты Поликарпова. И-180.

И-180

И-180 разрабатывался одновременно с И-16. К сборке самолета приступили летом 1938г. В воздух И-180 поднимается в середине декабря того же года. На испытаниях при посадке у истребителя заглох двигатель, летчик-испытатель Чкалов до последнего пытался посадить самолет, и посадил, но сам погиб.

Второй летный экземпляр также разбился. В начале 1940г. строится третий опытный самолет, который наконец прошел ГИ и был рекомендован в серийное производство. Но ни одного серийного самолета выпущено не было. 

ВИТ-1 Воздушный истребитель танков Поликарпова.

Самолеты Поликарпова

Разработку двухмоторного штурмовика Н. Н. Поликарпов начал в конце 1935г. В 30-е годы ни в одной стране мира не существовало эффективного авиационного средства для борьбы с большими группами танков. Поэтому, рассмотрев предложение Поликарпова по штурмовику ВИТ-1, руководство страны немедленно выделило необходимые средства и включило новый самолет в план.

К концу 1934г. проектные работы были закончены. А в середине октября 1937г. прототип самолета ВИТ-1 вышел на заводские испытания. Первый полет на новой машине совершил прославленный летчик В. П. Чкалов 15 октября этого же месяца.

В связи с тем, что самолет Поликарпова не развил скорость 500км/ч, обозначенной в постановлении правительства СССР, ВИТ-1 снят с заводских испытаний и отправлен на доработку.

Самолеты Поликарпова. И-153 «Чайка».

И-153

Основой для разработки И-153, созданного в 1938г., стал И-15. 153-й старались сделать как можно легче, для чего сделали съемным кислородное оборудование и заменили вооружение. Истребитель впервые поднялся в небо в августе 1938г.

Государственные испытания самолет проходил в Баку. Осенью 1939г. И-153 стали выпускать серийно. Всего выпущено 3437 единиц.

Боевое крещение самолет получил зимой 1939г. на реке Халхин-Гол. В 1940г. истребители массово переоборудуют в штурмовики, устанавливая на них направляющие для пуска ракет.

Штурмовик ВИТ-2.

Самолеты Поликарпова
ВИТ-2

Основой для создания ВИТ-2 послужил первый истребитель танков ВИТ-1. Первый летный экземпляр построили в начале мая 1938г., а 11 мая Чкалов впервые поднимает самолет в воздух. После окончания заводских испытаний, самолет в октябре 1938г. передают на ГИ. По итогам государственных испытаний ВИТ-2 рекомендован к массовому производству. Интересно то, что, не смотря на большие перспективы самолета как штурмовика, его рекомендуют в качестве пикирующего бомбардировщика. Однако, больше ни одного самолета Поликарпова под обозначением ВИТ-1 построено не было.

Самолеты Поликарпова. Тяжелый истребитель сопровождения ТИС.

ТИС

В 1940г. ОКБ Поликарпова начинает разработку двухмоторно истребителя сопровождения. Опытный экземпляр спроектирован и построен меньше чем за год. ТИС совершил первый вылет 30 августа 1941г. Построено всего 2 машины.

Одноместный поршневой истребитель И-185.

Самолеты Поликарпова
И-185

В 1939г. инженеры-конструкторы ОКБ Поликарпова приступают к проектированию истребителя И-185. 11 января 1941г. опытный экземпляр впервые поднимается в воздух. На ГИ «Cто восемьдесят пятый» передают в ноябре этого же года, которые он успешно преодолел и рекомендован к массовому производству. Но при доп. испытаниях в 1943г. у И-185 останавливается двигатель, в результате чего она разбивается, а пилот гибнет. Это стало одной из многих причин не пускать самолет в серию. Хотя, по результатам ГИ он назван «Лучшим современным истребителем».

Самолеты Поликарпова. Биплан И-190.

И-190

Является глубокой модернизацией серийного И-153. Создание маневренного биплана началось в январе 1938г. Первый полет самолет совершил в самом конце 1938г. – 30 декабря. Но в связи с тем, что самолет по характеристикам не удовлетворил требования заказчика, в массовое производство его не пустили. Произведен в единственном экземпляре.

Истребитель Микояна и Гуревича первый МиГ-1 (И-200).

Самолеты Поликарпова
МиГ-1

Да, да, Микояна и Гуревича. Дело в том, что в 1939г. оба этих товарища работали в ОКБ Поликарпова, и именно он осуществлял непосредственное руководство при создании МиГ-1.

Проектные работы по И-200 стартовали в конце ноября 1939г. Опытный образец поступил на испытания в марте 1940г. В начале апреля этого же года самолет впервые отрывается от взлетной полосы аэродрома. В процессе заводских испытаний боевая машина подтвердила проектные характеристики и одобрена в массовый выпуск, который продолжался с ноября по декабрь 1940г. За это время построено 100 единиц. В 1944г. снят с эксплуатации.

Самолеты Поликарпова. Истребитель тяжелый пушечный ИТП.

ИТП

В ОКБ Поликарпова развернули проектные работы по ИТП в 1940г. К октябрю 1941г. готов прототип. Опытный образец совершает вылет в конце февраля 1942г. После смерти Поликарпова, летом 1944г., все работы по ИТП свернуты.