Краткая справка: Владимир Михайлович Мясищев выдающийся Советский авиаконструктор, профессор, доктор технических наук. Мясищев возглавил ОКБ Петлякова после его гибели в 1942г., однако, в 1946г. конструкторское бюро расформировывают по указанию Туполева. Владимир Михайлович переходит на работу в МАИ, где разрабатывает план по возможности создания стратегического реактивного бомбардировщика. А в 1951г. по приказу Сталина вновь возглавляет ОКБ-23, которое начинает разработку межконтинентального бомбардировщика. Сегодня мы поговорим про самолеты Мясищева.

Скоростной бомбардировщик Мясищева ДБ-108 (ДБ-2ВК-108 и ДСБ-2ВК-108).

Самолеты Мясищева
ДБ-108 (ДБ-2ВК-108 и ДСБ-2ВК-108)

Задание на проектирование двухмоторного скоростного бомбардировщика ОКБ Мясищева получило в конце мая 1944г. Летом этого же года инженеры-проектировщики приступили разработке на базе Пе-2И самолета ДБ-108 одновременно в трех модификациях. Для более уверенного взлета при полной загрузке, машина оснащалась твердотопливными ускорителями.

Возможно Вас заинтересует – «Самолеты Петлякова».

Прототип подготовили в декабре 1944г., в этом же месяце он совершил первый полет. К июню построили еще два опытных экземпляра, однако испытания были прекращены в связи с окончанием войны. В серию самолет так и не пошел. Всего с завода вышло четыре ДБ-108 Мясищева.

Самолеты Мясищева. Тяжелый реактивный бомбардировщик М-4.

Бомбардировщик М-4

30 ноября 1951г. ОКБ Мясищева приступило к разработке самолета М4. И уже в середине мая 1952г. начинают строить опытный экземпляр. А 20 января 1953г. самолет впервые поднимается в воздух. На заводских испытаниях он совершил 46 полетов. После чего, в сентябре этого же года принимается решение о постройке одиннадцати самолетов опытной серии.

Также читайте – «Самолеты Поликарпова».

1 мая 1954г. М-4 Мясищева участвует в воздушном параде над Красной площадью, а за тем он передается на ГИ. По завершении которых, самолет запускается в серийное производство, продлившееся до 1956г. Всего заводом было выпущено 34 самолета, включая два опытных. Не обошлось и без катастроф. Три бомбардировщика Мясищева были потеряны вскоре после выхода с завода. Во всех трех случаях экипажи погибли.

Советский стратегический бомбардировщик Мясищева 3М.

Самолеты Мясищева
Стратегический бомбардировщик 3М

3М является продуктом радикальной модернизации самолета Мясищева М4, работы по которой развернулись летом 1954г. Машина получила новые двигатели ВД-7 с тягой, превышающей 11000кгс, крыло с большим размахом и измененным профилем, чем улучшили аэродинамическое качество. Всю конструкцию самолета пересчитали, добившись снижения массы на 3т. Улучшили управление и шасси.

Это интересно – «Боевые самолеты Ильюшина».

Постройку первого образца закончили 30 октября 1955г. И только 27 марта 1956г. самолет впервые поднимается в небо. Такая задержка первого полета связана долгой доводкой и наземными тестами. В этом же году начинается серийный выпуск 3М, за срок которого произведено 90 машин.

Самолет стал «долгожителем», из эксплуатации его выведут только в 1994г.

Самолеты Мясищева. Высотный самолет для перехвата дрейфующих аэростатов М-17 «Стратосфера».

М-17 «Стратосфера»

Для разведки над территорией ССР США в 50-х годах активно применяли аэростаты. Кроме разведки, эти аппараты могли нести оружие массового поражения. В то время в советском Союзе не существовало эффективного средства для борьбы с такими целями. Поэтому, ОКБ Мясищева специальным постановлением Сов. Мина и ЦК КПСС поручается разработать авиационный комплекс для перехвата и уничтожения дрейфующих целей на большой высоте.

Работы по проектированию высотного дозвукового истребителя в КБ Мясищева стартовали в 1970г. И уже в 1978г. строится опытный экземпляр.

 Однако, ему не суждено было подняться в небо. Согласно программы летчик проводил пробные рулежки по взлетной полосе. Когда дневное задание было выполнено, не взирая на запрет командно-диспетчерского пункта, пилот решается на более скоростную пробежку. В это время на полосе появляется автобус. Летчику ничего больше не оставалось, как взлететь. Но так как машина не была подготовлена к полету, а пилот не готов к пилотированию сложного в управлении самолета, М-17 упал и разбился. Пилот погиб.

В 1982г. строят второй самолет. И 26 мая 1982г. он в первый раз отрывается от взлетной полосы. Летом 1983г. истребитель передают на ГИ, где он достигает высоты 21,5км.

После появления у СССР высотного истребителя, американцы перестали запускать аэростаты над его территорией. А немного погодя, вышло международное соглашение о запрете запусков высотных аэростатов в воздушное пространство чужого государства.

С тех пор истребитель использовали как воздушную лабораторию, а в 1990г. М-17 установил двадцать пять мировых рекордов по высоте и скороподъемности для самолетов своего класса.

Позднее на базе перехватчика будет разработан высотный разведчик М-55 «Геофизика».

Проект сверхзвукового стратегического ракетоносца Мясищева М-50.

Самолеты Мясищева
М-50

В 1956г. перед конструкторским бюро Мясищева ставится задача по созданию сверхзвукового стратегического ракетоносца. Инженеры КБ первым делом принялись за отработку аэродинамической схемы будущего самолета. Кропотливо, строя макеты и продувая их в аэродинамической трубе. И с каждым новым продувом, чаша весов, все больше склонялась к схеме «Утка». И опять месяцы напряженной работы, продувки, совещания, макеты, новые решения.

Наконец, пройдя все согласования и уточнения, приступили к постройке. И в мае 1959г. самолет Мясищева выкатился на рулежную полосу. Пройдя наземные испытания, машина 27 октября 1959г. впервые поднимается в небо.

В 1960г. состоялось судьбоносное для самолета М-50 совещание у Хрущева. На котором принимается решение о прекращении работ по ракетоносцу Мясищева и перенаправлении средств на разработку межконтинентальных ракет.

После этого конструкторское бюро Мясищева ликвидировали, а Владимира Михайловича назначили директором ЦАГИ.

Самолеты Мясищева. Проект стратегического бомбардировщика с ядерной силовой установкой М-30.

Эскизный проект ядерного самолета подготовили к середине 60-х гг. Первый вылет самолета должен был состояться в 1966г. Но на совещании у Хрущева в этом же году, программу закрывают, по причине дороговизны и сложности, тем более в стране появились баллистические межконтинентальные ракеты, которые обходились гораздо дешевле. М-30 является последней разработкой В. М. Мясищева. Осенью опытно-конструкторское бюро перепрофилируют на проектирование ракетно-космической техники.

Крылатая ракета М-40 «Буран».

М-40 «Буран»

Работы по созданию межконтинентальной крылатой ракеты в КБ Мясищева развернулись весной 1953г. Однако, в феврале 1960г. специальным постановлением Совмина и ЦК КПСС разработки были остановлены, а затем прекращены. Причиной явилось появление ракеты Р-7. Всего построено 2 экземпляра М-40, но до летных испытаний дело не дошло.

Самолеты Мясищева. Тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант».

Самолеты Мясищева
ВМ-Т «Атлант»

ВМ-Т – глубокая модификация самолета 3М. Построен в 1981г. специально для транспортировки крупногабаритных частей и агрегатов комплексов «Энергия» и «Буран» на космодром «Байконур». Всего было произведено 3 машины.