Доброго времени суток. Наверняка большинство из вас слышали такую загадку – «Какого цвета стоп-кран в самолете?» или «Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолете – синего?». И, конечно же, мы сразу начинаем ассоциировать окраску этого приспособления в летательном аппарате с цветом неба и объяснять вопрошающему свои догадки. Но, как холодный душ на нас сваливается ответ, что в самолете стоп-крана нет и быть не может, типа, этот агрегат призван экстренно останавливать поезд, а разве возможно остановить самолет в воздухе? И все начинают смеяться и подшучивать, хотя и сами об этом не догадывались.

Возможно Вас заинтересует – «Быстрейший самолет в мире».

Стоп-кран в самолете Л-29

Но, спешу Вас заверить, стоп-кран в самолете ЕСТЬ! И если стоп-кран в поезде предназначен для экстренной остановки состава, то на самолете это устройство служит для перекрытия подачи топлива к авиадвигателю, как в штатной, так и в нештатной ситуации. Цвет его бывает, синим, желтым, серым, в большинстве случаев — красным. Стоп-краны в самолетах бывают в виде рычагов, кнопок и АЗС – автоматов защиты сети (тумблеров). Количество обычно равно количеству силовых установок на самолете. Например, в учебно-тренировочном самолете Л-29 это один рычаг алого цвета, расположенный рядом с ручкой управления двигателем (РУД) в кабине пилота. А в двухмоторном Ан-24 – два АЗС, закрытых алыми предохранительными колпачками.

Стоп-краны в самолете Ан-24

Также читайте – «Самый маленький вертолет на планете».

Некоторые умники утверждают на просторах интернета, что при остановке всех двигателей, современное воздушное судно может без особого труда спланировать и сесть на ближайшем аэродроме без каких-либо последствий. Но так пишут люди далекие от авиации и не знающие законов аэродинамики. Да, некоторые самолеты действительно приспособлены совершить посадку с неработающим мотором, но это низкоскоростные легкие летательные аппараты, типа Ан-2. Высокоскоростные же пассажирские авиалайнеры или истребители на такое не способны, при остановке двигателей они просто упадут.

Стоп-краны в самолете могут выглядеть и так

Это интересно – «Самый маленький самолет».

Таким образом, стоп-кран в полете используют лишь в экстренных (аварийных) ситуациях, например, при пожаре авиадвигателя или при его разрушении, чтобы не спровоцировать возгорание. Поэтому находится он только в кабине экипажа и не доступен для пассажиров и обслуживающего персонала.

Теперь, если Вас спросят – «Какого цвета стоп-кран в самолете?», можете смело отвечать, что в основном это устройство окрашивают в пурпурный цвет. Но может быть и любого другого, все зависит от того, в каком именно ЛА находиться этот стоп-кран.