Андрей Николаевич Туполев

Краткая справка: ОКБ Туполева создано 22 октября 1922г., сегодня ПАО «Туполев». Почти за сто лет существования в конструкторском бюро создано больше трехсот проектов ЛА, больше девяноста видов построено и больше пятидесяти выпускались серийно. Произведено около 18 000 самолетов различных модификаций, на которых установлено более двухсот восьмидесяти рекордов. В этой публикации мы расскажем про первые самолеты Туполева, про историю и некоторые факты их создания.

Первый самолет Туполева — одноместный опытный спортивный АНТ-1.

Первые самолеты Туполева
Первый самолет А. Н. Туполева АНТ-1

Он стал первой крылатой машиной ОКБ Туполева. Проектированием занимался сам Андрей Николаевич Туполев. При постройке самолета в основном применялось дерево, но применялись и нововведения, в конструкции АНТ-1 впервые применен легкий и прочный материал кольчугалюминий. Интересно то, что аэроплан собирался в бывшем особняке меховщика Михайлова. После окончания сборки, летательный аппарат на руках отнесли к месту испытаний – Кадетский плац, с которого 21 октября 1923г. он совершил первый взлет. Все последующие полеты проводились уже на аэродроме. Всего построено две единицы и пролетали они до середины 1930-х.

Первый русский цельнометаллический самолет Туполева АНТ-2.

Первый цельнометаллический самолет АНТ-2

В Советском Союзе в 1922г. впервые получен легкий и прочный суперсплав – кольчугалюминий. И именно из него, полностью построен второй самолет Туполева, ставший первым полностью выполненным из метала. Андрей Николаевич был уверен, что будущее за цельнометаллическими летательными аппаратами. Прежде чем создавать самолет из нового материала, Туполев построил и испытал аэросани и глиссер.

Вам может быть интересно — «Самые необычные транспортные средства».

АНТ-2 впервые оторвался от взлетной полосы 26 мая 1924г. Он с честью выдержал летные испытания, после чего передан в главное управление рабоче-крестьянского красного воздушного флота. За создание первого русского самолета цельно металлической конструкции А. Н. Туполев премируется командировкой за границу.

Однако, из-за отсутствия нужного количества нового алюминиевого сплава, машина серийно не производился. Всего построено 2 экземпляра.

Перовые самолеты Туполева. Разведчик АНТ-3.

Первые самолеты Туполева
АНТ-3

В начале 1924г. ОКБ Туполева получает задание на разработку самолета АНТ-3, а уже в июле 1925г. готов первый экземпляр. В конце 1925г. строятся несколько образцов для показательных перелетов. Летом 1926г. летчики Громов и Радзевич на одном из них выполнили перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Вена – Прага – Варшава – Москва за тридцать четыре часа. Протяженность маршрута составила 7150 км.

Также читайте — «Необычные летательные аппараты».

В последующем крылатые машины Туполева применялись как разведчики и легкие бомбардировщики. Всего со стапелей завода сошло 103 боевых самолета этого типа.

Советский бомбардировщик-торпедоносец ТБ-1 (АНТ-4).

Первый в мире цельнометаллический бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1)

Первый в мире цельнометаллический бомбардировщик с двумя двигателями, выпускавшийся серийно. Начало разработки — октябрь 1924. Первый полет ТБ-1 состоялся в конце ноября 1925г. За срок серийного производства со стапелей завода сошло 212 летательных аппаратов. ТБ-1 стал родоначальником многомоторных летательных аппаратов. Поступил на вооружение в 1929г, снят в 1945г. После службы в ВВС продолжал трудиться в «Аэрофлоте», последний самолет списан в 1947г.

Первые самолеты Туполева. И-4 – истребитель четвертый (АНТ-5).

Первые самолеты Туполева
Первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 (АНТ-5)

Стал первым цельнометаллическим истребителем в Советском Союзе. И-4 совершает первый полет в начале августа 1927г. Испытания самолет с треском провалил. После доработки и изменения облика истребителя, И-4 одобрен к серийному производству. Всего выпущено 178 единиц. В боях не участвовал, в 1935г. снят с вооружения. 30 самолетов передано в авиашколы, где прослужил еще 1 г., остальные разобрали на з/ч.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).

АНТ-6 (ТБ-1)

Работы по созданию ТБ-3 стартовали в конце 1925г. Осенью 1929г. приступили к постройке прототипа. К концу октября первый самолет готов к испытательным полетам. 22 декабря ТБ-3 впервые поднимается в воздух под управлением летчика Громова. По завершении гос. испытаний, самолет рекомендуют в массовое производство, начавшееся в 1932г. и заканчивают в 1937г. За это время выпущено 818 ТБ-3. Самолеты находятся в эксплуатации до января 1946г.

Первые самолеты Туполева. Многоцелевой Р-6 (АНТ-7).

Первые самолеты Туполева
АНТ-7 (Р-6)

За основу взята конструкция ТБ-1, но Р-6 проектировался гораздо меньших размеров. Первый опытный образец построен в начале сентября 1929г., но из-за многочисленных доводок, испытывать Р-6 начали только в конце весны 1930г.

Вас может заинтересовать — «Самые интересные экспериментальные самолеты».

По окончании летных испытаний и непродолжительных доработок Р-6 начинают производить серийно. К ГИ первых серийных образцов приступили 5 октября 1931г. Они оказались на целых 126кг тяжелее опытных, что выразилось в меньшей скорости и максимальной высоте полета. Всего произведено более 400 единиц.

Разведчик-бомбардировщик АНТ-10 (Р-7).

АНТ-10 (Р-7)

К проектированию Р-7 приступили летом 1928г. Основой для нового самолета стал АНТ-3. Постройку первого самолета начали в 1929г., а в 1930г. Р-7 вышел на летное поле. По итогам испытаний боевой самолет высоко оценивают летчики-испытатели Громов и Юмашев, однако из-за налаженного серийного производства боевого Р-5, Р-7 к массовому выпуску не рекомендуют.

Первые самолеты Туполева. Истребитель-полутороплан И-5 (ВТ-11)

Первые самолеты Туполева
И-5 (ВТ-11)

Проектирование самолета И-5 началось в 1929г. и завершилось в 1930-м. Работами по созданию легкого маневренного истребителя в КБ Туполева руководили Н. Н. Поликарпов и Д. П. Григорович. К сентябрю 1930-го поставлены первые семь экземпляров установочной партии. В то время ВТ-11 прославился как самый дорогой истребитель – 56 400р. Всего выпущено 816 машин И-5. Состоял на вооружении военно-воздушных сил Советского Союза с 1932 по 1939г.

Морской дальний разведчик МДР-2 (АНТ-8).

АНТ-8 (МРД-2)

Самолет-летающая лодка МДР-2 построен в единственном экземпляре. Первый полет совершил 30 января 1931г. В планах было осуществление грандиозного перелета на летающей лодке МРД-2 по маршруту Архангельск – Уэлен – Петропавловск-Камчатский – Николаевск-на-Амуре. Но планы так и не осуществились, лодка так и осталась опытной. Осенью 1931г. он выведен из эксплуатации.

Первые самолеты Туполева. Опытный истребитель-перехватчик И-8 (АНТ-13).

Первые самолеты Туполева
АНТ-13 (И-8)

Некоторый интерес вызывает история создания И-8. В то время поощрялась общественная инициатива. В качестве оной и начались работы по созданию ВТ-11, который быстро получил негласное название «общественный самолет».

В середине декабря «общественный самолет» совершает первый полет. Летные данные И-8 оказались из рук вон плохими. Доводка боевого истребителя продолжалась еще два года, но к ожидаемым результатам не привела. Программу решили закрыть.

На этом, мы заканчиваем наш рассказ о первых самолетах Туполев с небольшой оговоркой. В последующие годы ОКБ Андрея Николаевича Туполева создало огромное количество воздушных лайнеров и бомбардировщиков, некоторые из них стали легендами, а некоторые охраняют наше небо до сих пор. Но это совсем другая история.