В этой публикации мы расскажем о крылатых машинах конструкторского бюро № 153, выпускавшихся серийно, а также о наиболее выдающихся и известных всему миру гигантах авиации. Итак, в рубрике «Интересные факты» — Самолеты КБ Антонова.

Краткая справка: ОКБ-153 создано в мае 1946г. при авиазаводе имени Чкалова в городе Новосибирск, как секретное конструкторское бюро. С самого начала и до 1984г. его бессменным руководителем и генеральным конструктором был Олег Константинович Антонов.

Советский легкий многоцелевой самолет-биплан Ан-2 «Кукурузник».

Самолеты КБ Антонова
Ан-2

Разработка универсального легкого самолета, способного производить взлет и посадку на неподготовленные полосы в КБ Антонова началась в 1946г. При проектировании самолет получил обозначение СХА-1. Через год, 31 августа 1947г., СХА совершает свой первый полет под управлением летчика-испытателя П. Н. Володина. Государственные испытания самолет проходил с декабря 1947г. по март 1948г.

Также читайте — «Спортивные самолеты России».

В конце лета 1948г. биплан под обозначением Ан-2 принимается на вооружение в ВВС СССР.

Серийное производство самолета разворачивается в Киеве в 1949г. Всего за время производства со стапелей заводов сошло более 18 000 единиц.

Эти крылатые машины используются для доставки небольших грузов, в сельском хозяйстве, для перевозки пассажиров на аэродромы, где неспособны сесть большие авиалайнеры.

Биплан многократно подвергался модернизации, продуктом которых стали Ан-3, Ан-4, Ан-6.

Ан-3
Самолеты КБ Антонова
Ан-4
Ан-6

Ан-2 заслуженно стал легендарным самолетом в России, ведь даже ребенок знает, как выглядит «Кукурузник».

Военно-транспортный самолет Ан-8. Самолеты КБ Антонова-Ан.

Самолеты КБ Антонова
Ан-8

Проектные работы по двухдвигательному военно-транспортному самолету в КБ Антонова начались в конце 1954г. В декабре 1955г. завершается постройка первого летного экземпляра. А в феврале 1956г. летчики испытатели Верников и Васин впервые поднимают самолет в воздух. Летом этого-же года новый транспортник принимает участие в авиационном параде в Тушино.

По итогам гос. испытаний машина оказалась неустойчива и плохо управлялась на посадке при сильном боковом ветре, а также имелись нарекания к работе двигателей на высоте 6 км и более.

После замены и форсирования двигателей, ЗИ продолжились и окончились в конце ноября 1957г. Массовое производство самолета организовали на авиационном заводе в г. Ташкент, однако во время производства, КБ Антонова продолжало доводку машины.

В 1959г. Ан-8 принимается на вооружение в военно-транспортную авиацию. Всего с 1958 по 1961гг. выпущено 151 единица.

Среднемагистральный пассажирский самолет КБ Антонова Ан-10.

Ан-10

К проектированию четырехмоторного пассажирского лайнера инженеры КБ Антонова приступили на исходе 1955г. А уже в начале марте 1957г. опытный образец, получивший имя «Украина», совершает первый полет. В июле новый авиалайнер демонстрируют руководству страны, а к концу 1957г., со стапелей авиазавода в Воронеже сходит уже серийный Ан-10. Всего за время серийного выпуска произведено 112 Ан десятых.

По расчетам, из-за большой вместимости, Ан-10 стал одним из самых рентабельных пассажирских авиалайнеров, обогнав Ту-104.

Вам может быть интересно — «Первые самолеты Туполева».

Единственным эксплуатантом «десятых» стал «Аэрофлот». Руководством неоднократно принимались попытки продать машину за границу, но покупателей на нее не нашлось.

В первые годы эксплуатации лайнер не редко становился участником авиакатастроф, в большей части по вине самого самолета. Но после доводок, произведенных инженерами конструкторского бюро Антонова и авиационного завода, машина раскрыла весь свой потенциал.

Судьбу Ан-10 решила авиакатастрофа, произошедшая 18 мая 1972г. После длительного расследования причин аварии в августе 1972г. по приказу МГА из эксплуатации выводятся 40 из 67 Ан-10, 11 несли службу в ВВС СССР, оставшиеся переданы МАП. Таким образом в «Аэрофлоте» не осталось ни одного самолета.

Последний полет Ан-10 совершил в январе 1976г. Часть самолётов передали в ВУЗы в качестве учебных пособий, а часть стали кинотеатрами в Киеве, Самаре, Кемерово, Комсомольске-на-Амуре…

Самолеты КБ Антонова-Ан, военный транспорт Ан-12.

Самолеты КБ Антонова
Ан-12

По некоторым данным создание Ан-12 в КБ Антонова началось по указанию Хрущова, после того как ему представили Ан-8. При осмотре самолета, Никита Сергеевич поинтересовался о том, сколько двигателей устанавливается на зарубежные транспортные самолеты. У слышав в ответ, что четыре, он твердо сказал – в СССР тоже должны производить четырехмоторные военно-транспортные машины. Так началась история создания одного из лучших транспортников Советского Союза – Ан-12.

В середине декабря 1957г., новенький Ан-12 впервые производит взлет. После успешного прохождения летных испытаний, стартует его серийное производство, сначала, в 1957г. на авиазаводе в Иркутске, а за тем в 1960г. – в Воронеже и в 1962г. – в Ташкенте. За время массового выпуска произведено 1248 Ан-12.

За время эксплуатации Антонов-12 показал себя с наилучшей стороны. Среди отличных качеств отмечались надежность, неприхотливость в обслуживании и приспособляемость к любым, даже самым суровым климатическим условиям.

Легкий транспортный самолет КБ Антонова – АН-14 «Пчелка».

Ан-14

Ан-14 «Пчелка» создавался КБ Антонова для замены знаменитого Ан-2. Он также был «заточен» для взлета и посадки на неприспособленных аэродромах. В отличии от своего предшественника, «Пчелка» оснащалась двумя поршневыми авиадвигателями.

Это очень интересно — «Необычные летательные аппараты»

Первый вылет «Пчелка» совершила 14 марта 1958г. И только в 2002г., самолет выведен из эксплуатации. 

Крупносерийный выпуск самолета начался в 1965г. в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс». Однако, Ан-14 так и не смог полностью заменить «Кукурузник» из-за недостаточного количества, всего со стапелей завода сошло 333 экземпляра.

В 1973г. «Пчелка» подверглась глубокой модификации. Результатом стал легкий двухмоторный самолет Ан-28. Производство «Двадцать восьмых» в 1978г. передано в Польшу на авиазавод ПЗЛ-Мелец, на котором выпущен 191 экземпляр.

Самолеты КБ Антонова
Ан-28

Ан-28, в свою очередь, тоже подвергся масштабной переработке, и в 1991г. выходит самолет региональных авиалиний АН-38. Всего их было произведено 11 штук.

Самолеты КБ Антонова-Ан, Ан-22 «Антей».

Ан-22 «Антей»

Ан-22 начал разрабатываться в КБ Олега Константиновича Антонова в 1960г. Для уменьшения крутящего момента при повороте руля направления применено двухкилевое вертикальное оперение. Для возможности взлета и посадки на грунтовые полосы конструкторы оснастили «Антей» многоколесным шасси.

Летом 1964г. первый опытный экземпляр вышел с завода. А в конце февраля 1965г. Ан-22 впервые оторвался от взлетной полосы.

Массовый выпуск организовали на авиационном заводе в Ташкенте. С 1965-го по 1976г. построено 38 самолетов «Антей». Затем постройка Ан-22 была прекращена, уступив место новейшим Ил-76.

Справка: «Антеем» Ан-22 назвали в честь героя древне Греческой мифологии сына богини Земли Геи великана Антея. Однако, название вышло не совсем удачным. Дело в том, что Великана победил Геракл или Геркулес. По иронии судьбы Геркулесом назван американский транспортник Lockheed C-130 Hercules.

Турбовинтовой пассажирский самолет КБ Антонова Ан-24.

Самолеты КБ Антонова
Ан-24

К созданию самолета, предназначенного для осуществления пассажирских авиаперевозок на небольшие расстояния, КБ Антонова приступило в 1958г. А всего лишь через год, в октябре 1959г., Ан-24 совершает первый полет.

После успешного прохождения заводских и государственных испытаний, на Киевском авиационном заводе № 473, в 1962г. разворачивается серийное производство нового самолета.

В те годы Ан-24 стал одним из самых массовых ближнемагистральных авиалайнеров, производя почти треть всех пассажирских авиаперевозок в СССР. Одной из причин большой востребованности стала возможность взлета и посадки на грунтовых взлетных полосах.

Выпуск «Двадцать четвертых» продолжался целых 17 лет, в течении которых со стапелей заводов сошло 1367 единиц летательных аппаратов этого типа.

Ан-30
Самолеты КБ Антонова
Ан-32
Ан-34

В последствии Ан-24 неоднократно подвергался глубокой модификации, результатом которых стали Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-34.

Самолеты КБ Антонова. Многоцелевой транспортник КБ Антонова Ан-72 «Чебурашка».

Самолеты КБ Антонова
Ан-72

Разработка Ан-72 стартовала в середине 70-х прошлого века по инициативе ОКБ-153, по причине освоения выделенных бюджетных средств. По замыслу конструкторов Ан-72 должен был прийти на замену Ан-26.

31 августа 1977г.самолет совершает первый вылет. А в 1983г. он устанавливает мировые рекорды по высоте и скорости полета.

За большие гондолы двигателей, расположенные над крылом, машина получила прозвище «Чебурашка».

Ан-74

Самолет получился на редкость удачным. Его модификации продолжаются до сих пор. Результатом переработок стали транспортный Ан-74 и пассажирский Ан-148, а также грузопассажирский Ан-74ТК-300. Правда выпущено их немного, всего 195 штук.

Советский тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

Самолеты КБ Антонова
Ан-124 «Руслан»

История создания гиганта Ан-124 берет свои истоки с постановления центрального комитета КПСС и совета министров Советского Союза № 564-180 от 21 июля 1966г., а за тем приказа МАП СССР № 352 от 5 августа1966г.

Инженеры конструкторского бюро № 153 разработали два предварительных проекта – Ан-124 с грузоподъемностью 120т, и Ан-126 – 140т соответственно. «Сто двадцать четвертый» оснащался 4-мя турбореактивными двигателями, а «Сто двадцать шестой» — шестью. В начале февраля 1972г. специальная комиссия президиума совета министров СССР одобрила в дальнейшее проектирование Ан-124.

В Советском Союзе стартовала беспрецедентная программа, призванная на комплексное улучшение всех характеристик летательного аппарата, включая ремонт и техническое обслуживание. В реализации программы приняли участие 10-ки промышленных предприятий, приписанных к различным министерствам и ведомствам. В общей сложности в программе создания самолета задействовано более сотни предприятий и организаций Советского Союза.

В 1973г. на государственном авиационном заводе №12 в Киеве приступили к возведению огромнейшего сборочного корпуса. И в октябре 1982г. первый летный экземпляр выкатили из сборочного цеха.

24 декабря 1982г. «Руслан» впервые отрывается от взлетной полосы. После часового полета машину во время посадки при пробеге сильно затрясло (проявился так называемый эффект шимми). Также во время испытаний выявилась проблема, не решенная до сегодняшнего дня – газодинамическая неустойчивость авиадвигателей Д-18т.

Серийное производство Ан-124 развернулось в 1984г. и продолжалось до 2004г. За этот период построено 55 «Русланов», которые эксплуатируются до сих пор.

Самолеты КБ Антонова. Турбовинтовой региональный грузопассажирский Ан-140.

Ан-140

Работы по проектированию Ан-140 стартовали в 1993г. Основными критериями при создании нового самолета стали: Низкая стоимость обслуживания, способность осуществлять взлет и посадку на грунтовые полосы, невысокий уровень шума, комфортность, вместимость, гибкость компоновки…

Машина впервые поднялась в воздух в средине сентября 1997г. Серийный выпуск Ан-140 организовали на Харьковском авиастроительном заводе. И в октябре 1999г. первый серийный экземпляр отрывается от ВПП. Массовый выпуск «Сто сороковых» продолжался до 2016г. Всего построено 35 самолетов данного типа. Призванный прийти на замену устаревающие Ан-24 и Ан-26 «Сто сороковой», так и не смог «набрать обороты» и выйти на нужный масштаб производства.

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет КБ Антонова Ан-148.

Самолеты КБ Антонова
Ан-148

К разработке Ан-148 в ОКБ-153 приступили в середине июля 2001г. Постройка самолета планировалась на авиазаводах в Воронежа и Киева. Проектом предусматривалось применение узлов и агрегатов из пятнадцати стран мира.

«Сто сорок восьмой» впервые поднимается в воздух в середине декабря 2004г.

Производитель в 2012г. дал оценку потребности в летательных аппаратах этого типа более чем в пятьсот единиц, однако на сегодняшний день выпущено всего 48 единиц.

В 2010г. Ан-148 подвергся модификации, в результате на свет появился Ан-158, совершивший первый вылет в конце апреля 2010г. К настоящему времени произведено 7 самолетов.

Ан-225 «Мрия».

Ан-225 «Мрия»

Краткая справка: «Мрия» в переводе с украинского языка – мечта.

В 1973г. в Советском Союзе приступают к реализации программы по созданию космического корабля многоразового использования «Буран». Для транспортировки частей и компонентов космической системы «Энергия – Буран» требовался самолет неординарных размеров и грузоподъемности.

В 1984г. дан старт на проектирование и постройку гиганта, получившего обозначение Ан-225. 21 декабря 1988г. «Мрия» впервые отрывается от взлетной полосы и совершает первый полет.

Размеры этого великана впечатляют, размеры грузового отсека – 43х6,3х4,4м. На верхней палубе, расположенной выше грузового отсека с комфортом могут расположиться 88 человек и 6 членов второго сменного экипажа.

Хотя Ан-225 и создавался для перевозки крупногабаритных частей космической системы многоразового использования, однако к моменту его появления, все было перевезено другим тяжеловесом, самолетом ВМ-Т «Атлант». «Мрия» же всего один раз перевезла «Буран» на «спине», и то на Парижский авиационный салон в 1989г.

Сегодня Ан-225 принадлежит Украине и трудится в компании   Antonov Airlines.