Сегодня в рубрике «Интересные факты» — Вертолеты Миля.

Краткая справка: ОКБ Миля основано в 1947г., первоначальным местом расположения послужил авиационный завод №82 в Тушино. За время существования конструкторское бюро Миля разработало и построило 13 типов винтокрылых машин. С 2007г. по сегодняшний день ОКБ входит в холдинг «Вертолеты России» гос. корпорации «Ростех».

Начало славного пути. Первый вертолет Миля Ми-1.

Вертолеты Миля
Ми-1

В предвоенные годы, Михаил Леонтьевич Миль работал в ОКБ под руководством Камова и разрабатывал автожиры. Во время войны, все силы конструкторских бюро были брошены на увеличение численности и улучшение качества парка боевых самолетов. После войны, в 1946г., Миль возобновил работы по созданию вертолета и предоставил комиссии МАЛ полноразмерный макет геликоптера ЭГ-1. Проект был одобрен с поправками на возможности авиапромышленности СССР. В конце 1947г. Совет Министров Советского Союза издает постановление об основании ОКБ-4. Руководителем назначается М. Л. Миль. С этого момента начинается история опытно-конструкторского бюро Миля и создания первого вертолета Ми-1.

Возможно Вас заинтересует – «Вертолеты Камова».

Изначально новому вертолету было присвоено обозначение ГМ-1 (геликоптер Миля 1). Выбор авиаконструкторов пал на классическую схему с одним основным и хвостовым роторами. Около года напряженного труда, и в сентябре 1948г. первый вертолет Миля поднимается в воздух. В 1952г. после проведения заводских и государственных испытаний, Ми-1 начинают производить серийно.

Всего со стапелей авиазаводов СССР сошло без малого 1000 машин Ми-1.   Вертолет активно экспортируется в 16 стран мира: Сирию, Румынию, Венгрию, Ирак, Польшу, Монголию, КНДР, Афганистан, Финляндию, Албанию, Египет, Алжир, ГДР, Болгарию, Кубу и Китай.

Вертолеты Миля. Первый военно-транспортный вертолет Союза Ми-4.

Ми-4

К проектированию этого вертолета в опытно-конструкторском бюро Миля приступили в 1951г. В задачи инженеров-конструкторов входило превзойти по ТТХ машины, используемые американцами в ходе войны в Корее. Работы велись настолько быстро, что к весне 1952г. был готов прототип Ми-4 и начались его заводские испытания. А к концу года его запустили в серию. Активно эксплуатировать Ми-4 начали в 1953г., как в армии, так и в гражданской авиации. Вскоре четверка стала самым массовым вертолетом, наравне с Ми-1. Эксплуатация окончилась в 1988г.

Также читайте – «Самолеты истребители МиГ».

Вертолет широко поставлялся за рубеж более чем в 30 стран, где, в основном, они использовались в качестве многоцелевых военно-транспортных вертолетов.

Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.

Вертолеты Миля
Ми-2

В 1950-х, широко распространенный в армии и ГВФ вертолет Ми-1, имеющий в оснащении поршневой мотор, к концу десятилетия уже не соответствовал растущим к нему требованиям. И весной 1960г. выдается задание на разработку многоцелевого вертолета для нужд ВВС и гражданской авиации. Машине присваивается индекс В-2. Инженерами ОКБ миля выносится революционное решение о применении в качестве силовой установки двух газотурбинных двигателей ГТД-350. Что должно было повысить надежность и живучесть машины.

В октябре 1961г. вертолет впервые отрывается от ВПП. А через месяц он выходит на гос. испытания.

Примечательно, что массовый выпуск вертолетов Ми-2 был налажен в Польше по лицензии в 1964г.

Двойка активно поставлялась на экспорт в союзные страны, а также в Бирму, Ирак, Египет, Лесото, КНДР, Кубу, Ливию, Румынию, Никарагуа, Сирию. А один экземпляр даже оказался в соединенных Штатах.

Это интересно – «Первые вертолеты СССР».

В 1992 году производство Ми-2 завершено. Всего за это время было выпущено 5400 вертолетов разных модификаций.

Вертолеты Миля Ми-2 массово эксплуатируются и сегодня боле чем в 20-ти государствах.

Вертолеты Миля. Гигант Ми-6.

Ми-6

Изучение возможности постройки тяжелого многоцелевого вертолета в конструкторском бюро Миля началось на исходе 1952г. А спустя два года ОКБ получает задание на разработку транспортной машины, которой по силе перевоз груза до 11т.

Проектирование проводилось с учетом того, что вертолет будет использоваться как транспортник, средство доставки десанта и боевой техники, а также для перевозки раненых. По окончании проектирования и согласования проекта заказчиком, началась постройка первого опытного экземпляра. В качестве силовой установки выбраны 2 турбовальных двигателя ТВ-2ВМ.

Летом 1957г. Ми-6 поднимается в воздух летчиком-испытателем Капреляном Р. И. И в течении нескольких месяцев исполин устанавливает новые мировые рекорды. В последующем их будет пятнадцать!

В 1959г. приступают к серийному производству Ми-6 на нескольких авиазаводах СССР. Всего за время производства было выпущено 926 винтокрылых исполинов различных модификаций.

Вам может быть интересно – «Советские реактивные самолеты».

Ми-6 поставлялся на экспорт в 15 государств мира, во многих из них он эксплуатируется до сегодняшнего дня.

В-7 опытный образец вертолета с реактивным приводом основного ротора.

Вертолеты Миля
В-7

К поискам новых решений специалисты Конструкторского бюро Миля приступили после создания знаменитого Ми-6. Реактивный привод несущего винта показался инженерам наиболее перспективным. Но столкнувшись с большим количеством нерешаемых на тот момент проблем, проект закрыли.

Вертолеты Миля. Ми-20.

Ми-20

На исходе 60-х инженеры-проектировщики КБ Миля начали разработку четырехместного одномоторного легкого вертолета. Но найти подходящий двигатель для него так и не удалось. Проект дальше макета не пошел.

Средний многоцелевой вертолет Ми-8.

Ми-8

Для замены не устаревшего Ми-4 срочно требовался новый средний вертолет. Разработка Ми-8 в КБ Миля стартовала в конце 1950-х. Летом 1961г. прототип В-8, с одной турбовинтовой силовой установкой, впервые отрывается от земли. А в начале осени 1962г. взлетает второй опытный образец с двумя турбовальными двигателями.

В 1965г. по завершении гос. испытаний и некоторых усовершенствований вертолет Ми-8 запускается в серию. Поступивший в 1967г. на вооружение Ми-8, оказался до того хорош, что его производство продолжается до сих пор. Сегодня эксплуатацию этого вертолета продолжают более пятидесяти государств. Ми-8 стал самым массовым вертолетом и имеет около ста модификаций. Всего со стапелей заводов сошло больше 12 000 машин.

Вертолеты Миля. Летающий кран Ми-10.

Вертолеты Миля
Ми-10

Советскому Союзу в конце 50-х, для транспортировки крылатых ракет потребовался вертолет, способный поднять груз до 15 тонн. Инженерами КБ Миля принимается решение взять за основу, зарекомендовавший себя, Ми-6. Изменению подвергся фюзеляж, ставший более узким, в который помещался груз почти 16м длиной. Также, при необходимости, его можно было переоборудовать для перевозки 28-ми пассажиров.

Летом 1960г. вертолет-кран поднимается в небо. Затем блестяще проходит испытания. Но внезапно, военно-промышленный комплекс пересматривает концепцию перевозки ракет с помощью вертолетов и над программой нависла угроза сворачивания. Таким образом, начавшееся в 1964г. серийное производство, ограничилось всего 24-мя машинами.

Летающий тяжеловес Миля В-12 (Ми-12).

Ми-12

Ми-12 абсолютный рекордсмен среди вертолетов, которому нет равных в мире по собственной массе (69т с небольшим) и весу поднимаемому (44 205кг). Вертолет оснащен двумя несущими винтами, расположенными по поперечной схеме. К такому расположению основных роторов пришли после неудовлетворительных результатов изучения продольной схемы на сверхтяжелой машине.

Разработка Ми-12 началась после выхода постановления Совета Министров СССР о начале работ над новым тяжелым вертолетом в 1962г. Основным его предназначением являлась транспортировка баллистических ракет и их частей в недоступные для обычного транспорта районы. За основу взяли винтомотрную группу Ми-6, решив ее удвоить.

И 10 июля 1968г тяжеловес наконец отрывается от земли и совершает первый полет.  В следующем году он устанавливает свой первый мировой рекорд.

Но к этому времени у армии уже не было потребности в Ми-12, несмотря на его впечатляющие достижения и проект был закрыт.

Конвертоплан Миля Ми-30.

Вертолеты Миля
Ми-30

Так и остался на бумаге. Хотя был достаточно перспективным. Создание конвертоплана Ми-30 было включено в государственную программу на 1986 – 1995 гг. Но с развалом Советского союза проект так и не был реализован. В последствии машина такого типа была создана в США — Bell V-22 Osprey.

Вертолеты Миля. Амфибия Ми-14.

Ми-14

Этот вертолет очередная модификация, широко используемого в армии и отлично проявившего себя Ми-8. Ми-14 поднялся в небо в 1973г. Машина должна была взлетать с поверхности воды, для этого нижней части фюзеляжа придали форму лодки. Но у его есть и шасси, убирающиеся внутрь корпуса. Основное назначение амфибии – поиск и борьба с субмаринами противника.

Государственные испытания вертолета завершились в 1974г. А в 1976г. Ми-14ПЛ поставлен на вооружение. Сегодня этот вертолет-амфибия состоит на вооружении в девяти государствах.

Ми-24 «Крокодил».

Вертолеты Миля
Ми-24

Разработку «изделия 240», впоследствии Ми-24, в КБ Миля начали в 1968г. после выхода постановления Совета Министров Советского Союза от 06.05.1968. Через год были готовы два тестовых образца, большая часть агрегатов и узлов на которых была позаимствована у Ми-8. Изначальный вид вертолета Ми-24 был не таким, каким мы привыкли его видеть. Особенно отличалась кабина, в ней пилоты и штурман-оператор сидели рядом, плечо к плечу. И только в 1969г., после значительной доработки пилота и штурмана посадили один за другим. А к 1971г. Уже определился окончательный вид вертолета.

Серийный выпуск «двадцатьчетверо» начался в 1970г. и закончился в 1989г. За это время было построено более 2500 боевых машин боле чем в 30 модификациях.

Сегодня он стоит на вооружении в 57 странах мира. Участвовал более чем в тридцати вооруженных конфликтах по всему земному шару. Во время войны в Афганистане, где использовался для прикрытия высадки десанта и разведки, а также для уничтожения живой силы, показал себя с наилучшей стороны.

Вертолеты Миля. Тяжелый Ми-26.

Ми-26

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26 создавался в КБ Миля в конце 60-х, начале 70-х годов. Инженеры-конструкторы предложили концепцию на основе знаменитого тяжеловоза Ми-6, заменив на нем силовую установку и изменив компоновку. Также предполагалось оснастить вертолет современнейшим оборудованием и системами.

Первый летный образец был готов в 1977г., а в середине декабря 1979г. Ми-26 впервые отрывается от ВПП и в этом же году передается на государственные испытания, которые окончились год спустя. Сразу же по окончании которых начинается его серийное производство. Всего с начала выпуска по конец 2019г. со стапелей сошло 330 вертолетов Ми-26 в 18-ти модификациях.

Ми-26 является самым большим из выпускаемых серийно вертолетов в мире.

Ударный вертолет Ми-28 «Ночной охотник». Кодовое название НАТО «Опустошитель».

Вертолеты Миля
Ми-28

История создания этого вертолета интересна тем, что его разработки велись при творческом соревновании ОКБ Миля и Камова. У Миля получился уникальная машина, способная на выполнение фигур высшего пилотажа. Хотя у Камова вертолет был не хуже – знаменитый Ка-50 «Черная акула».

Итак, проектирование Ми-28 стартовало на исходе 1976г. Машина Миля впервые взлетела в декабре 1982г., под управлением летчика-испытателя Карапетяна Г. Р. ГСИ Ми-28 успешно закончились в декабре 2008г. На вооружение «Ночной охотник» поступил осенью 2009г., в соответствии с приказом президента РФ.

Вертолеты Миля. Малыш Ми-34.

Ми-34

Вертолет Ми-34 проектировался по заказу ДОСААФ в качестве замены устаревших Мт-1 и Ми-2.

В 2011 состоялась презентация Ми-34 на авиасалоне МАКС. А в 2012г. программа легкого вертолета Ми-34 закрыта ввиду неконкурентоспособности с Американским Робинсоном.

Советско-Российский средний многоцелевой вертолет Ми-38.

Вертолеты Миля
Ми-38

Работы по проектированию среднего вертолета Ми-38 начались в 1983г. В условиях меняющейся международной обстановки Ми-38 стал первым Российским вертолетом, который проектировался и строился с соблюдением международных норм качества.

Первый вылет прототип Ми-38 совершил 22 декабря 2003г. В начале января 2018г., наконец, сообщили о серийном запуске Ми-38 на Казанском Авиационном заводе. В 2019г. были переданы первые две машины министерству обороны России.

Как видно, расторопность ОКБ Миля и производителей заметно снизилась по сравнению с временами СССР.

Вертолеты Миля. Средний Ми-54.

Ми-54

К проектированию инженеры МВЗ Миля приступили в 1992г. Серийное производство планировалось на 1999г. Облет опытного образца был запланирован на 2011г. Но из-за финансовых проблем проект постоянно задерживался. И в 2011 году программа была закрыта.

Ми-171.

Вертолеты Миля
Ми-171

Очередная модификация вертолета ОКБ Миля Ми-8АМТ, экспортный вариант.

Ми-42. Воздушная боевая машина пехоты.

Ми-42

ВБМП Ми-42 должна была стать принципиально новой машиной. Управление по курсу планировалось производить не хвостовым ротором, а струями газа, выпускаемыми справа или слева из хвостовой балки. В задачи вертолета входила доставка военных подразделений к месту боя и их огневая поддержка.