Оглавление

Сегодня ударные вертолеты Камова Ка-52 считаются одними из самых лучших в мире. Появлению этих грозных машин предшествовали 74 года побед и неудач. Но давайте вернемся в 40-е годы прошлого века, именно тогда поднялся в воздух первый сверхлегкий вертолет ОКБ Камова Ка-8 «Иркутянин».

Первенец, вертолет Ка-8 «Иркутянин».

Вертолеты Камова
Ка-8 «Иркутянин»

Проектирование сверхлегкого вертолета Камов начал осенью 1946г. по приказу министерства авиационной промышленности № 721. Работы над проектом продвигались достаточно быстро. И уже 12 ноября 1947г. летчик-испытатель Михаил Дмитриевич Гуров поднял вертолет Ка-8 в воздух и сделал круг. Затем начались плановые испытания и доводка машины. Но внезапно, летом 1948г. решением совета министров СССР, финансирование проекта прекратили. И если бы вертолет Камова Ка-8 не включили в программу ежегодного парада в Тушино, возможно мы никогда бы не узнали о «Черной акуле» и «Аллигаторе». На параде Иркутянин произвел впечатление на вождя народов и финансирование возобновили. А немного погодя, им заинтересовался ВМФ СССР. Как следствие, в сентябре 1948г. ОКБ Камова воссоздается и получает заказ от военно-морского флота Советского союза на разработку легкого вертолета для нужд ВМФ.

Возможно Вас заинтересует – «Истребители МиГ».

Справка: Имя «Иркутянин» вертолет Ка-8 получил в честь того, что его создатель Николай Ильич Камов родился в Иркутске.

Вертолеты Камова. Легкий вертолет Ка-10.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-10

Результатом работы над заказом флота стал многоцелевой легкий вертолет Ка-10. Основой для разработки и постройки машины стал его предшественник Иркутянин. Летом 1949г. вертолет Ка-10 впервые взлетает над аэродромом Измайлово. Испытания легкомоторной машины, к сожаленью, не обошлись без трагедий. В октябре 1949г., выполняя испытательный полет, погиб летчик-испытатель Гуров. Наконец, осенью 1950г. испытания вертолета Ка-10 были завершены.

В 1951г. принимается решение о производстве 10-ти машин для военно-морского флота Советского союза, где вертолеты Камова Ка-10 проходят всесторонние тестирования с 1952 по 1953г.

Проведя глубокий анализ флотских испытаний, строится модифицированная версия вертолета — Ка-10М. По сути, получился совершенно новый вертолет, имеющий достаточно много отличий от прототипа.

Многоцелевой вертолет Ка-15.

Вертолеты Камова
Ка-15

Весной 1951г. ОКБ Камова приступает к разработке многоцелевого двухместного вертолета с соосной схемой расположения несущих винтов для ВМФ СССР. Винтокрылой машине присваивается обозначение Ка-15. Вертолет впервые поднимается в воздух весной 1953г. После окончания государственных и войсковых испытаний, в 1956г. приступают к серийному выпуску вертолетов Ка-15. Но послужили родине пятнашки недолго, из-за серии катастроф в 1963г. полеты на ВМФ им запретили. Вертолеты Камова К-15 передали в гражданскую авиацию и ДОСААФ, где они служили до конца 70-х годов.

Вертолеты Камова. «Боров» Ка-18.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-18

Вертолет Ка-18, по классификации НАТО «Боров», является модификацией своего предшественника Ка-пятнадцатого. Восемнадцатый впервые поднялся в воздух в октябре 1956г. Государственный испытания вертолета закончились в 1957г. Разрабатывался для гражданской авиации и выполнял работы по перевозке пассажиров, грузов и почты. Эксплуатировался больше 15 лет до середины семидесятых прошлого века. Всего со стапелей сошло около 120 машин разных модификаций.

Вертолет Камова поперечной схемы Ка-22.

Вертолеты Камова
Ка-22

Вертолет Ка-22, разработанный в 1960г., произвел первый взлет весной 1961г. В этом же году он устанавливает мировой рекорд скорости для вертолетов 356,3км/ч. В арсенале имел два несущих винта, приводимых в действие 2-мя турбовальными силовыми установками. Проектировался как средство доставки в недоступные районы тактических ракет с установками пуска. Но во время испытаний произошло несколько катастроф с участием этого винтокрыла. А летчики-испытатели заявляли, что вертолет очень сложен в управлении. По этим причинам было принято решение Ка-22 в серию не пускать.

Вертолеты Камова. Советский палубный противолодочный вертолет Ка-25.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-25

До 1965г. в СССР не было ни боевых ни, тем более, противолодочных вертолетов. Первопроходцем стал соосный геликоптер ОКБ Камова Ка-25. С 1965 по 1973г. со стапелей авиазавода №99 сошло 460 боевых машин различных модификаций. Принят на вооружение в 1971г и и состоял более 20-ти лет. Поставлялся в 8 стран мира.

Также читайте – «Первые вертолеты СССР».

Два соосных несущих винта вертолета приводились в действие 2-мя газотурбинными двигателями по 1000л.с. каждый.

«Поставил на крыло» Ка-25 летчик-испытатель Ефремов Д. К. в мае 1961г.

Примечательно, что для более компактного расположения на судне, на вертолете устанавливалась электромеханическая система складывания лопастей.

Многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-26.

Вертолеты Камова
Ка-26

В первой половине 1960-х ОКБ Камова ставят задачу на разработку и постройку вертолета для нужд сельского хозяйства. В 1965г. из сборочного цеха выходит прототип вертолета соосной схемы Ка-26. Его силовая установка состоит из двух поршневых двигателей М14-В26. В конце весны этого же года вертолет Камова впервые отрывается от земли. Государственные испытания машины стартовали в 1966г. К серийному производству Ка-26 приступили в 1969г. Всего выпущено 816 вертолетов этого типа, из них почти третья часть отправлена на экспорт в Белоруссию, Болгарию, Венгрию, Монголию, Швецию, США, Японию, ГДР, Румынию и Шри-Лаку. Большое количество Ка-26 продолжает эксплуатироваться в наши дни.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-226

В 1997г. вышла обновленная версия 26-го – Ка-226.

Вертолеты Камова. Изделие 500 Ка-27.

Вертолеты Камова
Ка-27

Работы над новым вертолетом в ОКБ Камова стартовали в 1968г. На основе базового варианта проектировалось две основные модификации для флота, противолодочный и поисково-спасательный. В обоих случаях на вертолет устанавливалось два газотурбинных двигателя ТВ3-117КМ.

«На крыло» винтокрылую машину ставил летчик-испытатель Ларюшкин Е. И. летом 1973г. в 1979г. успешно завершаются гос. испытания Ка-27, хотя, в серию он пошел уже 1977г. На вооружение вертолет Камова принимают в 1981г. Боевой противолодочный вертолет Ка-27 состоял и до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.

Это интересно – «Советские реактивные самолеты».

Основная «профессия» машины – выслеживание и уничтожение субмарин противника, находящихся на глубине до 500м.

Корабельный транспортно-боевой Ка-29.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-29

Ка-29 начал разрабатываться ОКБ Камова в первой половине 1980-х годов для доставки и десантирования морских пехотинцев. За основу был взят его предшественник Ка-29. Первый полет машина Камова совершила в конце июля 1976г. государственные испытания вертолета закончились в 1979г. В 1985г. вертолеты Ка-29 стали поступать в войска. Всего произведено 59 вертолетов.

Эксплуатация Ка-29 не обошлась без катастроф, так весной 1987г. при взлете с палубы корабля, пилот допустил ошибку и зацепил винтом антенну, после чего машина потеряла управление и затонула. Члены экипаж, находившиеся на вертолете погибли.

Вертолеты Камова. Изделие «503» Ка-31.

Вертолеты Камова
Ка-31

Проект вертолета радиолокационного дозора взял старт в 1985г. Основой для разработки послужил Ка-29. В задачи машины входило визуальное и радиообнаружение в любых метеоусловиях, летящих на предельно малой высоте целей, в том числе ракеты.

Впервые вертолет Ка-31 поднялся в воздух в 1987г. Подготовка к серийному производству проходила в трудные для страны времена – Советский союз распался на отдельные государства. Тем не менее, вертолет, после затянувшихся испытаний и доводки принимают на вооружение уже в военно-морской флот России. Но в серию его так и не пустили. Однако в 12999г., проект был возобновлен – ВМС Индии решили приобрести 9 машин Ка-31. Немного погодя, Китайская народная республика заказала еще 9 вертолетов Камова этого типа.

Когда Россия вышла из кризиса, вертолеты уже считались устаревшими.

Ка-32 средний транспортный вертолет Камова с соосным расположением несущих винтов.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-32

Ка-32 гражданская версия вертолета К-29. Предназначение – перевозки грузов, обслуживание буровых платформ, проведение поисково-спасательных работ. В первый раз вертолет отрывается от земли зимой 1973г. летчиком-испытателем Ларюшиным Е. И.

Машина производится серийно с 1985г. С начала эксплуатации вертолетов Камова Ка-32 произошло более 20-ти летных происшествий с участием этой машины и гибелью 55-ти человек.

Сегодня эксплуатантами машины являются 13 стран мира, включая Россию.

Вертолеты Камова. Беспилотник Ка-37 и Ка-137.

Вертолеты Камова
Беспилотник Ка-37

Беспилотный летательный аппарат Ка-37 разработан ОКБ Камова при непосредственном участии (в финансовом плане) фирмы DHI Южная Корея. Облетан беспилотник в марте 1993г. Традиционно для Камова имеет соосно-расположенные винты основного ротора. Предназначается для воздушной фотосъемки, трансляции телерадиосигналов, доставки небольших грузов в труднодоступные районы.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-137

Ка-137 — беспилотный летательный аппарат, созданный для МЧС и Российской армии для выполнения широкого круга задач.

КА-50 «Черная акула» Камова.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-50

Изделие «800» один из самых известных вертолетов Камова на сегодняшний день. У нас он называется «Черная акула», а в западных странах – «Оборотень» и «Обманщик».

Вас может заинтересовать – «История развития вертолетов».

Разработку ударного перспективного комплекса для уничтожения техники, огневых точек и солдат противника начались после постановления совмина от 16.12.1976г. В связи с тем, что стоявший на вооружении Ми-24 стал недостаточно эффективен. К том уже, в США уже испытывали новый боевой авиационный комплекс АН-64 «Апач».

В 1981 ОКБ Ка строит первый вертолет, который в июне 1982г. облетал летчик-испытатель Бездетнов П. Н. В 1984г. подписывается приказ министра авиапрома о серийном запуске Камовской машины. В 1993г. КА-50 с успехом проходит летные испытания. Летом 1995г. вертолет Ка-50 принимается на вооружение. Но в связи с трудным финансовым положением в стране произведено всего 10 серийных экземпляров.

Российский разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор».

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-52

Предназначен для уничтожения бронетехники, живой силы противника и воздушных целей.

Ка-52 является глубокомодернизированной машиной Ка-50. 25 июня 1997г. «Аллигатор» поднимается над ВПП. Осенью 2008г. началась постройка серийных Камов-52. Весной 2011г. партия вертолетов поступает в авиачасть.

«Аллигатор» оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500, обеспечивающие его скороподъемность и маневренность. Производится в двух основных модификациях – «Аллигатор» — для армейской авиации, «Катран» — для палубной авиации. Есть еще третья модификация – Ка-52М, но это улучшенная версия аллигатора.

«Оса» семейства Камова. Сверхлегкий складной геликоптер для диверсантов.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
«Оса»

В 1971г. опытно-конструкторское бюро Камова получает задание на проектирование и постройку сверхлегкого вертолета для ВС Советского союза. Машина должна была упаковываться в цилиндрический контейнер наружным диаметром не больше 0,5м. Вертолет должен собираться в не дольше четверти часа одним человеком. Но «Оса» так и не до испытаний из-за отсутствия надежного мотора.

Вертолеты Камова. Средний многоцелевой военный вертолет Ка-60 «Касатка».

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-60

В 1980-х гражданская авиация остро нуждалась в новом вертолете с грузоподъемностью около двух тонн. До этого такими грузоперевозками занимались устаревшие Ми-4, которые были сняты с производства и их становилось все меньше и меньше. Ми-8 же были не рентабельны. ОКБ Камова приступило к разработке Ка-62 в 1984г. Изначально машина задумывалась в традиционной соосной схеме, но для того чтобы увеличить скорость вертолета, было принято решение перейти к классическому одновинтовому варианту.

Ка-62 задумывался и в военной модификации, как разведывательный вертолет-целеуказатель, в его должны были входить разведка и обеспечение боевой работы Ка-52. Но по причине меняющейся политической обстановки в стране в 80-х – 90-х гг. проект сначала был приостановлен, а затем полностью свернут. С гражданским вариантом тоже было не все гладко. Инженеры долгое время пытались обеспечить надежность трансмиссии и силовой установки, однако, это им не удалось. В 84-м году программа получила неожиданную поддержку правительства СССР и работы продолжились. Но разработчикам так и не удалось обеспечить надежность силовой установки и трансмиссии, в связи с этим финансирование Ка-60 прекращается.

К закату 1990-х программа возобновляется и в 1998г. прототип Ка-60 отрывается от земли. Однако по злому року, летом 2010г Ка-60 совершает неудачное аварийное приземление и разработку военного варианта приостанавливают.

Перспективный многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-62.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-62

Ка-62 это возродившаяся машина ОКБ Камова Ка-60, отличающаяся тем, что это гражданская версия. Ее разработки начались в 1990г. Был создан полноразмерный макет вертолета и даже показан на МАКС-1995, но из-за недостатка средств дальнейшие разработки заморозили. И только в 2012г. решили продолжать работы. Наконец, весной 2016г. Ка-62 совершает испытательный полет. К постройке шести серийных образцов приступили в 2019г. Но, если посмотреть правде в глаза, это уже не полностью Российский вертолет. В его конструкции применяется много импортных узлов и деталей. В частности, двигатель французский, а трансмиссия и редуктор австрийские.

Будущее вертолетов Камова.

В ОКБ Камова не сидят сложа руки. На сегодняшний день у инженеров-конструкторов есть огромное количество наработок и проектных решений. Встречайте!

Сверхскоростной Ка-90.

Вертолеты Камова
Ка-90

Высокоскоростной Ка-92.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-92

Многоцелевое воздушное судно Ка-102.

Вертолеты Камова
Ка-102

Легкий вертолет Ка-115.

Вертолеты Камова Ка. 74 года истории.
Ка-115

Машина К-118.

Вертолеты Камова
Ка-118