Сикорский Игорь Иванович

Краткая справка: Сикорский Игорь Иванович – Русский авиаконструктор. В России Разработал и построил в 1913г. первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», в 1914г. тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1918г. эмигрировал во Францию, затем в Америку. В Америке занимался конструированием и постройкой вертолетов, за что получил титул «мистер Геликоптер». В этой публикации мы расскажем про вертолеты Игоря Сикорского.

Вертолеты Игоря Сикорского
Самолет «Русский витязь»

Первый вертолет Игоря Сикорского S-1.

Прототип вертолета S-1

С-1 стал «Пробой пера» Сикорского в 1909г. Геликоптер имел соосную схему расположения двухлопастных несущих винтов. Но он так и не смог взлететь из-за слабого двигателя и плохой аэродинамике лопастей. За испытаниями вертолета следили репортеры и вскоре в журнале «Всемирное техническое обозрение» появилась статья, посвященная работам Игоря Ивановича.

Вторая попытка – вертолет S-2.

Вертолеты Игоря Сикорского
Второй вертолет Сикорского S-2

В 1910г. Сикорский повторил попытку построить винтокрылый летательный аппарат. Учтя ошибки при постройке С-1, он создает свой второй геликоптер с коаксиальной (соосной) схемой, правда винты теперь были трехлопастными. На этот раз он смог оторваться от земли, но без пилота. Снова подвел слабый двигатель, мощностью всего 25 л.с.

возможно Вам будет интересно — «Вертолеты Яковлева».

После этого Игорь Сикорский надолго оставил тему вертолетостроения, погрузившись в конструирование аэропланов.

Вертолеты Игоря Сикорского. Экспериментальный VS-300.

VS-300

В 1939г. уже в Соединенных Штатах Сикорский решает вернуться к строительству вертолетов. Он разрабатывает и строит опытный образец VS-300, который оснащает мотором в 75 сил. Машина спроектирована по классической схеме с одним несущим и рулевым роторами. И наконец, 14 сентября этого же года она совершает свой первый полет на привязи. Потом было еще несколько непродолжительных полетов. Во время одного из них после сильного порыва ветра машина опрокидывается.

После ремонта и небольших усовершенствований 13 мая 1940г. Сикорский поднимает вертолет, на этот раз без привязи.

В мае 1941г. геликоптер Сикорского побивает мировой рекорд по продолжительности полета, принадлежавший немецкой машине Focke Achgelis Fa.61. Игорь Иванович, пилотируя свое изобретение, продержался в воздухе 1ч 32 мин.

Также читайте — «Вертолеты Миля».

В 1941г. высокопоставленные армейские чиновники заинтересовались разработками Сикорского и выделили деньги на проектирование и постройку вертолета VS-316. А VS-300 осенью 1943г. передали в музей в штате Мичиган, где он находится и сейчас.

Армейский вертолет VS-316 (R-4).

Вертолеты Игоря Сикорского
R-4

В 1941г. Игорь Сикорский начинает разработку двухместного вертолета VS-316 по заказу ВВС США. И уже в январе 1942г. вертолет впервые отрывается от земли. Аппарат имел обшитый полотном фюзеляж, остекленную оргстеклом кабину пилота и двигатель в 167 лошадиных сил. После чего было организовано производство сначала 30-и предсерийных винтокрылых машин R-4, а затем 100 серийных с более мощными моторами 202л.с. R-4B. R-4 стал первым в мире вертолетом, выпускаемым серийно. Позже на R-4 одели новый фюзеляж и поменяли хвостовую балку на цельнометаллическую. Также вертолет оснастили еще более мощным двигателем. Обновленной машине дали обозначение R-6.

Вертолеты Игоря Сикорского. Двухместный R-5 (VS-337).

R-5

Окрыленный успехом R-4, Игорь Сикорский начинает проектирование аппарата VS-337. с мотором мощностью 336кВт. В конце лета 1943г. вертолет R-5 поднимает в воздух сам Сикорский. Вообще, Игорь Сикорский старался сам облетывать свои творения. Вскоре было организовано массовое производство вертолетов R-5. Всего было выпущено более 500 машин R-5 в различных модификациях, в том числе XR-5, YR-5A, YR-5E, R-5A, R-5D и S-51.

Вертолет S-52.

Вертолеты Игоря Сикорского
S-52

Многоцелевой вертолет Игоря Сикорского S-52 впервые взлетает в воздух в начале 1947г. Эта машина уже в 1948г. установила три мировых рекорда по высоте и скорости полета. А в 1949г. пилот Гарольд Томпсон совершает на S-52 «Мертвую петлю», таким образом, вписав S-52 и свое имя в мировую историю вертолетных полетов. Всего было произведено 97 машин S-52.

Вертолеты Игоря Сикорского S-53.

S-53

Наверное, самый неудачный вертолет Игоря Ивановича Сикорского. Оригинальностью он не отличался и сильно походил на своего предшественника S-52. Строился для участия в тендере морского флота Соединенных Штатов. Конкурируя на конкурсе с вертолетом Piasecki XHJP-1, проиграл ему по всем позициям.

Sikorsky S-54.

Вертолеты Игоря Сикорского
S-54

Один из экспериментальных вертолетов Игоря Ивановича. Суть постройки S-54 заключалась в проверке работы двойного несущего ротора. В последствии Сикорский навсегда откажется схемы сдвоенного расположения основных винтов. А этот экземпляр впервые взлетел в конце 1948г.

Вертолет S-55/Н-19 «Chickasaw».

S-55

Разработка S-55 началась весной 1949г. Опытный образец построили через семь месяцев и в ноябре этого же года прототип вертолета YH-19 отрывается от земли. Машина могла брать на борт 10 человек, не считая двух членов экипажа. В основном вертолет использовали ВВС США, однако военно-морской флот штатов тоже подписал контракт на приобретение 119-ти аппаратов Сикорского. Вскоре и гражданская авиация США начала эксплуатацию S-55 в коммерческих целях. Всего за 10 лет производства выпущено 1067 вертолетов этого типа в разных модификациях.

Вертолеты Игоря Сикорского. Sikorsky S-56/CH-37 Mojave.

Вертолеты Игоря Сикорского
S-56

CH-37 разрабатывался и строился для морской пехоты США. Однако он активно использовался и армией. По заданию ВМФ вертолет должен был иметь способность перевозить до 26 бойцов с техникой. Машина имела в оснащении два мотора и пятилопастной несущий винт. СН-37 стал самым быстрым и большим вертолетом того времени и долго им оставался. Первый взлет аппарат совершил в конце 1953г., а его массовое производство окончили в 1960г.

S-58/H-34 «Choctaw».

S-58

Широко распространенный вертолет в армии США в 50-х – 60-х годах прошлого века. Н-34 совершает первый взлет весной 1954г. Эксплуатация вертолета началась летом 1955г. За срок серийного производства выпущено более 1500 машин этого типа.

Вертолет Sikorsky S-59 / XH-39.

Вертолеты Игоря Сикорского
S-59

ХН-39 разработанный в 1954г. фирмой Sikorsky Aircraft, стал первым вертолетом Игоря Ивановича с турбовальным двигателем. Но военные чиновники США сделали выбор в пользу Bell XH-40, несмотря на превосходные показатели скорости ХР-39 и убирающиеся шасси. В последующем, этот вертолет стал отправной вехой в вертолетостроении на пути к переходу с поршневых на газотурбинные двигатели.

Вертолеты Игоря Сикорского тяжелый S-60.

S-60

Летающий кран S-60 Игорь Иванович начал разрабатывать весной 1958г. Опытный экземпляр был готов к взлету в марте 1959г. На испытаниях вертолет транспортировал груз весом до 5,5т. Он мог перевезти секцию моста весом 4т и длиной почти 20м. Однако эти впечатляющие для того времени возможности вертолета-крана не удовлетворили военных и S-60 так и остался опытным образцом для изучения эксплуатации летающих кранов. Позднее, в 1962г. S-60 подвергся глубокой модернизации. Новый летающий кран получил обозначение S-64.

Морской король Игоря Сикорского S-61 «Sea King».

Вертолеты Игоря Сикорского
S-61

27 декабря 1957г. военно-морские силы Соединенных Штатов заключают контракт с Sikorsky Aero Engineering Corporation на разработку транспортного вертолета. Весной 1959г. состоялся первый полет вертолета S-61. Массовый выпуск новой винтокрылой машины стартует в 1961г. Всего из сборочных цехов вышло 796 аппаратов разных модификаций. S-61 имел нижнюю часть фюзеляжа в виде днища лодки и убирающееся шасси для взлета с поверхности воды. Для того чтобы машина занимала меньше места на палубе корабля у нее складывались несущий и рулевой винты. Вертолет S-61 принимал участие в боевых действиях в Мозамбике, Афганистане, Аргентине, Иране и Вьетнаме.

Многоцелевой вертолет с газотурбинным двигателем НН-52 (S-62).

S-62

Амфибия НН-52 Игоря Сикорского впервые поднимается в воздух в мае 1958г. Серийное производство стартовало в 1960г. За все время выпущено 170 машин в четырех модификациях. За основу была взята винтовая группа S-55. Лодочный корпус и убирающиеся в стабилизирующие поплавки шасси, позволяли осуществлять взлет с воды. В качестве силовой установки использовался газотурбинный двигатель, размещенный сверху фюзеляжа в обтекателе. Эксплуатировался в Тайланде, Филлипинах, Японии, Индии и Исландии.

Вертолеты Игоря Сикорского. Морской жеребец S-65 / CH-53.

Вертолеты Игоря Сикорского
S-65

Самый большой и массивный, на сегодняшний день, аппарат на западе, предназначенный для транспортировки военных грузов. Фюзеляж СН-53 позаимствован, с небольшими усовершенствованиями, у S-61R, а трансмиссия и несущий ротор у S-64.

Вам может быть интересно — «Вертолеты Камова».

Машина может транспортировать более 3,5т внутри фюзеляжа или почти 6т. на внешней подвеске.

Летом 1962г. вертолет заказывает ВМФ США в качестве тяжелого штурмового транспорта для морской пехоты.

CH-53 впервые отрывается от земли в середине осени 1965г. Поступление в армию начинается в сентябре 1966г.

Sikorsky S-66.

Проект S-66

В 1964г. Игорь Сикорский представляет на тендер ВС Соединенных Штатов проект нового вертолета S-66 со скоростью полета 418км/ч. Проект был интересен тем, что его рулевой винт мог разворачиваться на угол 90гр., тем самым превращаясь в толкающий. Но тендер выиграл Lockheed AH-56., и S-66 так и остался на бумаге.

Но Игорь Иванович начинает переработку машины, в результате чего в 1970г. появляется S-67 Blackhawk.

Вертолет проходит длинную череду испытаний, вплоть до 1974г., по результатам которых, Blackhawk окончательно «зарубили».

Заключение.

Компания Игоря Сикорского в последующие годы разработала и построила еще много хороших вертолетов, но уже без основателя. 26.10.1972г. великий авиаконструктор, родившийся в России, гражданин США скончался.

Все изображения взяты с сайта aviastar.org