Прошел всего лишь год после окончания Великой Отечественной войны, а в СССР появились первые Советские реактивные самолеты. Весь мир пребывает в недоумении, как за такой короткий срок Советский Союз, истощенный войной, смог наладить серийное производство передовых самолетов с реактивным двигателем?! Да, в нашей стране, в 1946г. появился серийный реактивный самолет МиГ-9! Но появлению МиГа предшествовали серии побед и неудач.

Советские реактивные самолеты
МиГ-9

 Реактивные самолеты СССР– начало пути.

Разработки реактивного самолета в СССР начались в 30-х годах прошлого века. Занимавший тогда пост начальника вооружения РККА Тухачевский настаивает на принятии постановления Совета Народных Комиссаров о начале работ по созданию реактивных самолетов. И к 1938г. НИИ-3 представляет концепцию ракетного истребителя-перехватчика РП- 318–1, первый испытательный полет которого состоялся в 1940г.

Советские реактивные самолеты.
РП- 318–1

Возможно Вас заинтересует «Развитие вертолетостроения».

В начале войны, для прикрытия особо-важных объектов, появляется необходимость создания ближнего истребителя-перехватчика. И на основе РП- 318–1 молодые конструкторы А. Березняк и А. Исаев разрабатывают ракетный перехватчик БИ. Весной 1942г. были закончены наземные испытания реактивной силовой установки. И 15 мая 1942 года был произведен первый взлет первого советского реактивного самолета. Этот день навсегда вошел в историю Советской авиации. Но 27 марта 1943г. при выполнении восьмого испытательного полета, опытный экземпляр, перейдя в пике с высоты 2000м, потерпел катастрофу. Летчик-испытатель Бахчиванджи погиб. Дальнейшие летные испытания проводить не стали, и программу свернули. Отечественные КБ и авиапромышленность сосредоточились на массовом выпуске боевых серийных самолетов для фронта.

Возвращение к идее реактивной авиации.

Советские реактивные самолеты
СУ-7

Однако, в 1944г встревоженный вестями из Германии и западных стран, Государственный Комитет Обороны выносит постановление о производстве реактивной авиационной техники. Для этого были привлечены все конструкторские бюро Советского Союза. КБ Сухого начинает испытания истребителя СУ-7, но быстро сворачиваются из-за частого выхода из строя реактивного двигателя. Аналогичные неудачи преследуют и КБ Яковлева и Лавочкина с самолетами ЯК-3 РД и ЛА-7Р.

Советские реактивные самолеты.
ЛА-7Р

После окончания второй мировой войны, изучив немецкую трофейную реактивную авиатехнику, принимается решение о применении на Советских опытных самолетах трофейных двигателей. А на основе немецких ТРД разрабатываются двигатели РД-10 и РД-20. И в 1945г. ОКБ Микояна получает задание на проектирование и постройку истребителя МиГ-9, с него мы начали свой рассказ.

Дальнейшее развитие советских реактивных самолетов.

Одновременно с самолетом МиГ9 в КБ Яковлева создается ЯК-15, он мог стать первым советским реактивным самолетом. Но из-за долгой подготовке к испытаниям, Яку не посчастливилось заполучить первенство. А летом 1946г. ЯК-15 вместе с девятым МиГом приняли участие в Тушинском авиа-параде. В этом же году ЯК стал выпускаться серийно.

Советские реактивные самолеты
ЯК-15

Это интересно — «Как работает реактивная силовая установка самолета».

С парада в Тушино развитие советской авиации происходит по восходящей линии. В 1947г. взлетает советский реактивный самолет МиГ15, который превосходит все западные истребители того времени. И уже в 1947г. начинается его серийное производство.

Советские реактивные самолеты.
МиГ-15

В 1949г. запускается в массовое производство советский реактивный фронтовой бомбардировщик ИЛ-28. В 1951г. запускается в серию МиГ17. Он становится лучшим истребителем в мире своего времени, доказав это участием в боевых действиях в Египте. Также, он получает лидерство в СССР в достижении скорости звука.

Советские реактивные самолеты
МиГ-17

Советские самолеты – рекордсмены.

В 1952г. начинают государственные испытания МиГ19. Девятнадцатый бьет рекорды по скорости – 1,5 Маха, скороподъемности, и высоте. В том же пятьдесят втором, испытывается истребитель дальнего патрулирования ЯК-25. 1956г. советский реактивный самолет СУ-7 превышает скорость звука в 2 раза, а в 1959г., после модернизации, у него появляется способность нести на борту тактическое ядерное оружие.

Советские реактивные самолеты.
МиГ-19

В 1952г. впервые производит взлет с воды реактивный Р-1 ОКБ Бериева.  Он стал первой в мире реактивной летающей лодкой. А в 1956г. поднимается в воздух БЕ-10, на котором установлено 12 мировых рекордов.

Советские реактивные самолеты
БЕ-10

Также читайте — «Кто изобрел вертолет?»

В 1953г. идет в серию ТУ-16 ОКБ Туполева. И только в 1993г. он снимается с вооружения при правлении Ельцина.

Советские реактивные самолеты.
ТУ-16

1956г, производит испытательные полеты стратегический реактивный бомбардировщик-рекордсмен 3М – 19 мировых рекордов по высоте и скорости.

Советские реактивные самолеты

С 1958г. серийно выпускается самый массовый реактивный самолет МиГ-21, который до сих пор стоит на вооружении в некоторых странах и участвует в боевых действиях. Со стапелей сошло более 10 000 самолетов различных модификаций.

Советские реактивные самолеты.
МиГ-21

И это далеко не все советские реактивные самолеты. Таким образом Советский Союз оставил в наследство новой России огромное количество авиационной техники и наработок, которые используются до сегодняшнего дня.