Краткая справка: В ноябре 1940г. Семен Алексеевич Лавочкин возглавил ОКБ авиационного завода № 21 в г. Горький. Осенью 1945г. С. А. Лавочкин назначается руководителем опытно-конструкторского бюро № 301, которым он руководил до своей смерти 9 июня 1960г. Итак, встречайте — Самолеты Лавочкина.

Истребитель Ла-5.

Самолеты Лавочкина
Ла-5

В 1942г. стране для производства боевых самолетов катастрофически не хватало авиадвигателей жидкостного охлаждения, которые устанавливались на Яки, и «Пешки». Зато двигателей воздушного охлаждения было достаточно, даже образовались запасы. В это время группа Лавочкина занималась доводкой самолета ЛаГГ-3. Из-за нехватки авиадвигателей программа ЛаГГ была на грани свертывания, так как особое внимание уделялось уже развернутому производству Яков. Чтобы обеспечить фронт самолетами, срочно требовался истребитель под двигатель жидкостного охлаждения.

Самолеты Лавочкина Ла.
ЛаГГ-3

Вам может быть интересно — «Военные самолеты Су».

В кратчайшие сроки, без чертежей и расчетов, опытный образец планера ЛаГГ-3 переделывают под новый авиадвигатель. И 21 марта 1942г. будущий Ла-5 поднимается в воздух. Новая силовая установка обеспечивала машину скоростью и скороподъемностью, но были и серьезные проблемы, которые решались прямо на аэродроме. И в марте 42-го принимается решение о серийном выпуске новой машины ЛаГГ-5, которых до конца года произвели 1129 шт. А 8 сентября 1942г. приказом Народного комиссара авиационной промышленности самолеты получили название Ла-5. Всего за время производства заводами произведено более 10 000 боевых Ла-5.

Самолеты Лавочкина. Одномоторный истребитель Ла-7.

Самолеты Лавочкина
Ла-7

По своей сути Ла-7 является развитием истребителя Ла-5. Первый прототип был готов к концу 1943г. В январе следующего года он впервые поднимается в воздух, и уже в марте принимается на вооружение и начинает поступать в войска. По своим характеристикам Ла-7 является одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны. Всего до победы со стапелей заводов сошло 5753 машины этого типа. На Ла-7 сражалось 24 летчика-героя Советского Союза.

Сегодня в центральном музее ВВС в Монино можно увидеть Ла-7 на котором воевал трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб.

Поршневой истребитель Лавочкина Ла-9.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-9

Испытания опытного образца самолета Ла-9 закончились в конце весны 1946г. Он, в отличии от Ла-7, был оснащен авиагоризонтом, радиокомпасом и системой «свой – чужой».

Летом 1946г. начались государственные испытания, в процессе которых был заменен мотор, а также проведены некоторые доработки. В середине октября ГИ успешно закончились.

С лета этого же года по 1949г. самолет производят серийно и выпускают 1882 истребителя.

Самолеты Лавочкина. Истребитель дальнего сопровождения Ла-11.

Самолеты Лавочкина
Ла-11

Ла-11 появился в результате глубокой модернизации истребителя Ла-9, и призван сопровождать бомбардировщики Ту-4.

Эта машина была разработана в кратчайшие сроки, всего за шесть месяцев. Впервые машина поднялась в воздух в конце весны 1947г.

Также читайте — «Вертолеты Сикорского».

Одновременно с Ла-11 был готов второй самолет для сопровождения – МиГ-9. И когда Сталин спросил у Лавочкина, чей самолет пускать в серию, Семен Алексеевич ответил, что надо пускать самолет Микояна, потому что он реактивный и более перспективный. Однако Сталин приказал начать серийный выпуск Ла-11. Это связано с тем, что для производства поршневого Ла-11 не требовалось переоборудования производственных мощностей.

Массовый выпуск истребителя продолжался с 1947г. по 1951г. За это время со стапелей завода сошел 1181 самолет этого типа.

Реактивный Ла-15.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-15

ОКБ Лавочкина в числе других опытно-конструкторских буро получило задание на проектирование реактивных истребителей под английские ТРД. В ускоренном темпе разрабатывается и готовится летный образец, который впервые взлетает в начале 1948г. При испытаниях выявилась чрезмерная тряска самолета, из-за чего на 44-м полете самолет потерпел катастрофу. Летчик-испытатель спасся, выпрыгнув с парашютом из падающей машины. После увеличения жесткости хвостового оперения от тряски избавились.

ГИ проводились с конца лета по 25 сентября 1948г. После устранения выявленных недостатков, самолет Ла-15 запускают в серию. Всего было построено 235 истребителей.

Самолеты Лавочкина. Первый истребитель с турбореактивным двигателем Ла-150.

Самолеты Лавочкина
Ла-150

Проектирование самолета с турбореактивной силовой установкой инженеры КБ Лавочкина начали еще в конце войны в 1945г. А 11 сентября 1946г. самолет Ла-150 поднимается в воздух под управлением летчика-испытателя А. А. Попова. В итоге, истребитель Лавочкина стал 3-м реактивным самолетом в СССР.

Во время испытаний самолет постоянно дорабатывают, внося небольшие изменения в конструкцию. Ввиду того, что двигатель РД-10 имел малый ресурс, его постоянно приходилось менять, что увеличивало сроки проведения заводских испытаний.

На ГИ Ла-150 так и не попал, ввиду серьезных конструктивных недочетов.

Самолет Ла-152.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-152

Учтя недостатки Ла-150 конструкторское бюро Лавочкина в середине 1946г. начинает проектирование второго реактивного истребителя. Очень скоро самолет был построен и в декабре готов к взлету. И летом 1947г. самолет передают на государственные испытания. Но после аварийной посадки самолет к полетам стал непригоден и его списали. Второй опытный экземпляр из-за отсутствия двигателя в небо так и не поднялся.

Самолеты Лавочкина. Ла-156.

Самолеты Лавочкина
Ла-156

В 1946г. двигатель РД-10 оснащается устройством дожига топлива. Под усовершенствованную силовую установку ОКБ Лавочкина в конце осени этого же года начинает разрабатывать новый самолет. В начале марта 1947г. машина отрывается от взлетной полосы. На ГИ истребитель поступает в конце апреля. В ходе испытаний проведен учебный бой с самолетом МиГ-9. Однако, серийное производство Ла-156 решили не начинать из-за бесперспективности машины с крылом не стреловидной формы.

Ла-160 «Стрелка».

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-160

К разработке Ла-160 со стреловидным крылом коллектив Лавочкина приступил в 1946г. По верхней плоскости крыла решили установить по два аэродинамических гребня для предотвращения срыва потока к концам консолей. В середине лета 1947г. самолет впервые поднимается в воздух. Однако Ла-160 суждено было остаться в единственном экземпляре по причине появления авиадвигателей большей мощности. Но усилия инженеров-конструкторов Лавочкина не пропали даром, накопленный опыт пригодился для создания более совершенных самолетов Ла-15 и МиГ-15.

Самолеты Лавочкина. Проект истребителя с ракетным двигателем Ла-162.

Самолеты Лавочкина
Ла-162

В Советском Союзе в послевоенный годы, отсутствовали турбореактивные двигатели большой мощности, поэтому авиаинженеры-конструкторы пытались найти альтернативные варианты. Одним из вариантов стало применение на истребителях ракетных жидкостных двигателей. ОКБ Лавочкина приступило к проектированию ракетного истребителя-перехватчика. Предполагалось, что самолет будет взлетать со сбрасываемой тележки, а садиться на лыжу и заднее колесо, расположенные в фюзеляже и выпускаемые при посадке. Но Ла-162 так и остался на чертежах, так как СССР начал приобретать в Англии более мощные, чем РД-10 и РД-20 ТРД.

Опытный реактивный истребитель Ла-168.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-168

С началом закупок в Великобритании реактивных двигателей с большой тягой, у авиаконструкторов появились возможности создания более совершенных самолетов. ОКБ-301 приступает к разработкам высокоплана с расположением силовой установки в хвостовой части. В апреле 1948г. машина под управлением летчик-испытателя В. И. Хомякова отрывается от взлетной полосы. И в октябре этого же года Ла-168 отправляется на государственные испытания.

Возможно Вас заинтересует «Вертолеты ЯКовлева».

Машина успешно прошла ГИ, но в серию ее не пустили, хотя по некоторым параметрам она превосходила МиГ-15. Дело в том, что в частях уже начали летать на МиГ-15 и иметь два самолета с одинаковыми характеристиками было не рентабельно, тем более производство МиГ-15 обходилось дешевле.

Опытный самолет Лавочкина Ла-174ТК.

Самолеты Лавочкина
Ла-174ТК

Опять по стечению обстоятельств построен в единственном экземпляре. Хотя по многим характеристикам Ла-174ТК превосходил уже строящийся серийно Як-23. Летные испытания самолет прошел в начале 1948г.

Самолеты Лавочкина. Ла-176.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-176

Ла-176 первый истребитель СССР, превысивший скорость звука при снижении, однако после катастрофы опытного образца в декабре 1948г., работы по самолету свернуты.

Истребитель-перехватчик Лавочкина Ла-190.

Самолеты Лавочкина
Ла-190

Первый самолет советского Союза преодолевший звуковой барьер в горизонтальном полете. Истребитель, также, как и предыдущие в серийное производство не пошел. Проходил испытания в 1951г.

Советский перехватчик Ла-200.

Самолеты Лавочкина Ла.
Ла-200

Начало разработок 1948г. В качестве силовой установки использовались два турбореактивных двигателя ТРД ВК-1. Впервые взлетел в середине 1952г. Дальнейшие работы по Ла-200 закрыты в связи с проигрышем в конкурсе Як-25.

Самолеты Лавочкина. «Анаконда» Лавочкина Ла-250.

Самолеты Лавочкина
Ла-250

Задание на проектирование реактивного самолета-перехватчика КБ Лавочкина получило в 1954г. Первый прототип самолета потерпел аварию в первом же испытательном полете из-за раскачивания и неконтролируемого крена. Второй опытный экземпляр тоже оказался с проблемами, хоть от раскачивания самолета удалось избавиться. Следующие два прототипа разбиты при посадке. Хоть самолет имел и отличные летные характеристики, программу свернули после смерти Генерального конструктора ОКБ-301 Лавочкина в 1960г.