Краткая справка: В ноябре 1940г. Семен Алексеевич Лавочкин возглавил ОКБ авиационного завода № 21 в г. Горький. Осенью 1945г. С. А. Лавочкин назначается руководителем опытно-конструкторского бюро № 301, которым он руководил до своей смерти 9 июня 1960г. Итак, встречайте — Самолеты Лавочкина.

Истребитель Ла-5.

Самолеты Лавочкина
Ла-5

В 1942г. стране для производства боевых самолетов катастрофически не хватало авиадвигателей жидкостного охлаждения, которые устанавливались на Яки, и «Пешки». Зато двигателей воздушного охлаждения было достаточно, даже образовались запасы. В это время группа Лавочкина занималась доводкой самолета ЛаГГ-3. Из-за нехватки авиадвигателей программа ЛаГГ была на грани свертывания, так как особое внимание уделялось уже развернутому производству Яков. Чтобы обеспечить фронт самолетами, срочно требовался истребитель под двигатель жидкостного охлаждения.

ЛаГГ-3

Вам может быть интересно — «Военные самолеты Су».

В кратчайшие сроки, без чертежей и расчетов, опытный образец планера ЛаГГ-3 переделывают под новый авиадвигатель. И 21 марта 1942г. будущий Ла-5 поднимается в воздух. Новая силовая установка обеспечивала машину скоростью и скороподъемностью, но были и серьезные проблемы, которые решались прямо на аэродроме. И в марте 42-го принимается решение о серийном выпуске новой машины ЛаГГ-5, которых до конца года произвели 1129 шт. А 8 сентября 1942г. приказом Народного комиссара авиационной промышленности самолеты получили название Ла-5. Всего за время производства заводами произведено более 10 000 боевых Ла-5.

Самолеты Лавочкина. Одномоторный истребитель Ла-7.

Самолеты Лавочкина
Ла-7

По своей сути Ла-7 является развитием истребителя Ла-5. Первый прототип был готов к концу 1943г. В январе следующего года он впервые поднимается в воздух, и уже в марте принимается на вооружение и начинает поступать в войска. По своим характеристикам Ла-7 является одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны. Всего до победы со стапелей заводов сошло 5753 машины этого типа. На Ла-7 сражалось 24 летчика-героя Советского Союза.

Сегодня в центральном музее ВВС в Монино можно увидеть Ла-7 на котором воевал трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб.

Поршневой истребитель Лавочкина Ла-9.

Ла-9

Испытания опытного образца самолета Ла-9 закончились в конце весны 1946г. Он, в отличии от Ла-7, был оснащен авиагоризонтом, радиокомпасом и системой «свой – чужой».

Летом 1946г. начались государственные испытания, в процессе которых был заменен мотор, а также проведены некоторые доработки. В середине октября ГИ успешно закончились.

С лета этого же года по 1949г. самолет производят серийно и выпускают 1882 истребителя.

Самолеты Лавочкина. Истребитель дальнего сопровождения Ла-11.

Самолеты Лавочкина
Ла-11

Ла-11 появился в результате глубокой модернизации истребителя Ла-9, и призван сопровождать бомбардировщики Ту-4.

Эта машина была разработана в кратчайшие сроки, всего за шесть месяцев. Впервые машина поднялась в воздух в конце весны 1947г.

Также читайте — «Вертолеты Сикорского».

Одновременно с Ла-11 был готов второй самолет для сопровождения – МиГ-9. И когда Сталин спросил у Лавочкина, чей самолет пускать в серию, Семен Алексеевич ответил, что надо пускать самолет Микояна, потому что он реактивный и более перспективный. Однако Сталин приказал начать серийный выпуск Ла-11. Это связано с тем, что для производства поршневого Ла-11 не требовалось переоборудования производственных мощностей.

Массовый выпуск истребителя продолжался с 1947г. по 1951г. За это время со стапелей завода сошел 1181 самолет этого типа.

Реактивный Ла-15.

Ла-15

ОКБ Лавочкина в числе других опытно-конструкторских буро получило задание на проектирование реактивных истребителей под английские ТРД. В ускоренном темпе разрабатывается и готовится летный образец, который впервые взлетает в начале 1948г. При испытаниях выявилась чрезмерная тряска самолета, из-за чего на 44-м полете самолет потерпел катастрофу. Летчик-испытатель спасся, выпрыгнув с парашютом из падающей машины. После увеличения жесткости хвостового оперения от тряски избавились.

ГИ проводились с конца лета по 25 сентября 1948г. После устранения выявленных недостатков, самолет Ла-15 запускают в серию. Всего было построено 235 истребителей.

Самолеты Лавочкина. Первый истребитель с турбореактивным двигателем Ла-150.

Самолеты Лавочкина
Ла-150

Проектирование самолета с турбореактивной силовой установкой инженеры КБ Лавочкина начали еще в конце войны в 1945г. А 11 сентября 1946г. самолет Ла-150 поднимается в воздух под управлением летчика-испытателя А. А. Попова. В итоге, истребитель Лавочкина стал 3-м реактивным самолетом в СССР.

Во время испытаний самолет постоянно дорабатывают, внося небольшие изменения в конструкцию. Ввиду того, что двигатель РД-10 имел малый ресурс, его постоянно приходилось менять, что увеличивало сроки проведения заводских испытаний.

На ГИ Ла-150 так и не попал, ввиду серьезных конструктивных недочетов.

Самолет Ла-152.

Ла-152

Учтя недостатки Ла-150 конструкторское бюро Лавочкина в середине 1946г. начинает проектирование второго реактивного истребителя. Очень скоро самолет был построен и в декабре готов к взлету. И летом 1947г. самолет передают на государственные испытания. Но после аварийной посадки самолет к полетам стал непригоден и его списали. Второй опытный экземпляр из-за отсутствия двигателя в небо так и не поднялся.

Самолеты Лавочкина. Ла-156.

Самолеты Лавочкина
Ла-156

В 1946г. двигатель РД-10 оснащается устройством дожига топлива. Под усовершенствованную силовую установку ОКБ Лавочкина в конце осени этого же года начинает разрабатывать новый самолет. В начале марта 1947г. машина отрывается от взлетной полосы. На ГИ истребитель поступает в конце апреля. В ходе испытаний проведен учебный бой с самолетом МиГ-9. Однако, серийное производство Ла-156 решили не начинать из-за бесперспективности машины с крылом не стреловидной формы.

Ла-160 «Стрелка».

Ла-160

К разработке Ла-160 со стреловидным крылом коллектив Лавочкина приступил в 1946г. По верхней плоскости крыла решили установить по два аэродинамических гребня для предотвращения срыва потока к концам консолей. В середине лета 1947г. самолет впервые поднимается в воздух. Однако Ла-160 суждено было остаться в единственном экземпляре по причине появления авиадвигателей большей мощности. Но усилия инженеров-конструкторов Лавочкина не пропали даром, накопленный опыт пригодился для создания более совершенных самолетов Ла-15 и МиГ-15.

Самолеты Лавочкина. Проект истребителя с ракетным двигателем Ла-162.

Самолеты Лавочкина
Ла-162

В Советском Союзе в послевоенный годы, отсутствовали турбореактивные двигатели большой мощности, поэтому авиаинженеры-конструкторы пытались найти альтернативные варианты. Одним из вариантов стало применение на истребителях ракетных жидкостных двигателей. ОКБ Лавочкина приступило к проектированию ракетного истребителя-перехватчика. Предполагалось, что самолет будет взлетать со сбрасываемой тележки, а садиться на лыжу и заднее колесо, расположенные в фюзеляже и выпускаемые при посадке. Но Ла-162 так и остался на чертежах, так как СССР начал приобретать в Англии более мощные, чем РД-10 и РД-20 ТРД.

Опытный реактивный истребитель Ла-168.

Ла-168

С началом закупок в Великобритании реактивных двигателей с большой тягой, у авиаконструкторов появились возможности создания более совершенных самолетов. ОКБ-301 приступает к разработкам высокоплана с расположением силовой установки в хвостовой части. В апреле 1948г. машина под управлением летчик-испытателя В. И. Хомякова отрывается от взлетной полосы. И в октябре этого же года Ла-168 отправляется на государственные испытания.

Возможно Вас заинтересует «Вертолеты ЯКовлева».

Машина успешно прошла ГИ, но в серию ее не пустили, хотя по некоторым параметрам она превосходила МиГ-15. Дело в том, что в частях уже начали летать на МиГ-15 и иметь два самолета с одинаковыми характеристиками было не рентабельно, тем более производство МиГ-15 обходилось дешевле.

Опытный самолет Лавочкина Ла-174ТК.

Самолеты Лавочкина
Ла-174ТК

Опять по стечению обстоятельств построен в единственном экземпляре. Хотя по многим характеристикам Ла-174ТК превосходил уже строящийся серийно Як-23. Летные испытания самолет прошел в начале 1948г.

Самолеты Лавочкина. Ла-176.

Ла-176

Ла-176 первый истребитель СССР, превысивший скорость звука при снижении, однако после катастрофы опытного образца в декабре 1948г., работы по самолету свернуты.

Истребитель-перехватчик Лавочкина Ла-190.

Самолеты Лавочкина
Ла-190

Первый самолет советского Союза преодолевший звуковой барьер в горизонтальном полете. Истребитель, также, как и предыдущие в серийное производство не пошел. Проходил испытания в 1951г.

Советский перехватчик Ла-200.

Ла-200

Начало разработок 1948г. В качестве силовой установки использовались два турбореактивных двигателя ТРД ВК-1. Впервые взлетел в середине 1952г. Дальнейшие работы по Ла-200 закрыты в связи с проигрышем в конкурсе Як-25.

Самолеты Лавочкина. «Анаконда» Лавочкина Ла-250.

Самолеты Лавочкина
Ла-250

Задание на проектирование реактивного самолета-перехватчика КБ Лавочкина получило в 1954г. Первый прототип самолета потерпел аварию в первом же испытательном полете из-за раскачивания и неконтролируемого крена. Второй опытный экземпляр тоже оказался с проблемами, хоть от раскачивания самолета удалось избавиться. Следующие два прототипа разбиты при посадке. Хоть самолет имел и отличные летные характеристики, программу свернули после смерти Генерального конструктора ОКБ-301 Лавочкина в 1960г.