Краткая справка: Самолеты истребители МиГ разрабатывались Опытным конструкторским бюро Микояна и Гуревича ОКБ МиГ, сегодня АО «РСК «МиГ».

Изделие 61, первый самолет семейства МиГов — МиГ-1.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-1

История славного пути истребителей МиГ начинается в конце 1939г. На 1-м Московском авиационном заводе им. Авиахима создается отдел по разработкам новейшего истребителя И-200. Начальником отдела назначается А. И. Микоян (брат знаменитого политического деятеля Анастаса Микояна), его первым заместителем авиаконструктор М. И. Гуревич. Необходимость создания И-200 возникла после появления летом 1939г. у Германии нового истребителя Bf 109E. А также после анализа боевых действий ВВС СССР в последние годы в конфликтах на дальнем востоке и в Испании.

Возможно Вас заинтересует — «Первые вертолеты СССР»

В конце года был утвержден макет изделия 61.  А уже в мае 1940г. самолет, получивший название МиГ-1, вышел на заводские испытания. В первых же вылетах истребитель развивает скорость полета в 651км/ч. и забирается на высоту 8500м. 25 мая самолет запускает в серию. Летом этого же года МиГ-1 участвует на военном параде в Тушино. В 1941г самолеты истребители МиГ-1 стали поступать в части военно-воздушных сил СССР.

Самолеты истребители МиГ-3.

МиГ-3

Несмотря на прекрасные скоростные и высотные данные, МиГ-1 имел ряд «детских болезней», неблагоприятно сказывающиеся на его эксплуатации. К тому же, в октябре 1940г. совет народных комиссаров постановляет увеличить дальность полета проектируемых и запускаемых в серийное производство самолетов до 1000км.

В этом же месяце состоялся вылет МиГ-3. Нельзя сказать, что новый самолет сильно превосходил своего предшественника, в некоторых случаях даже наоборот. Однако, МиГ1 снимают с серийного производства, полностью заменяя его на МиГ3. К началу войны производится и отправляется в строевые части 3172 самолетов этого типа. Он становится самым массовым истребителем в Советских ВВС.

Именно МиГи в первые часы Великой Отечественной войны встретили фашистских стервятников и понесли наибольшие потери. И именно на МиГ-1 был совершен первый в истории войны таран.

Гадкий утенок МиГ-8.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-8

Работа над экспериментальным самолетом, по схеме «Утка», с нетрадиционным расположением стабилизатора и руля высоты (спереди) началась в феврале 1945г., а в воздух он поднялся уже в августе. В 1946г. испытания были полностью завершены. Летчик-испытатель Жуков А. И. отметил хорошие летные характеристики машины. Самолет очень хорошо проявил себя на критических углах атаки. Чтобы «свалить» его в штопор, Жукову приходилось прилагать некоторые усилия, а после того как он бросал управление «утка» быстро возвращалась в горизонтальный полет. Впоследствии оказалось, что самолет никому не нужен и в серию он не пошел.

Утенок использовался в качестве самолета связи КБ и за все время эксплуатации не потерпел ни одной аварии.

Самолеты истребители. Реактивный МиГ-9.

МиГ-9

К концу войны истребители с поршневым двигателем фактически исчерпали себя. Требования к скорости и высоте полета заставляли конструкторов искать новые революционные решения. К тому же поступали сведения, что Германия, США и Англия приступила к разработкам перспективных реактивных истребителей-перехватчиков. В 1944г. выходит постановление ГКО о создании НИИ реактивной авиации. КБ Лавочкина, Сухого, Яковлева и Микояна поручили проектирование истребителей с реактивной силовой установкой. Результатом работы ОКБ Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича стал самолет МиГ-9 с турбореактивным двигателем, поднявшийся в воздух 24 апреля 1946г. Он стал не просто первым советским самолетом с реактивным двигателем, он стал родоначальником всей реактивной авиации Советского Союза.

Также читайте — «Советские реактивные самолеты».

Кстати, на Миг-9 проводились испытания опытного образца катапультируемого кресла.

Новый уровень Советской авиации. Самолет истребитель МиГ-15.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-15

К созданию турбореактивного фронтового истребителя И-310 (С) с герметичной кабиной ОКБ МиГ приступило в 1947г., и, как результат, 30 декабря истребитель МиГ-15 впервые отрывается от взлетной полосы. На нем впервые в истории советской авиации применяется крыло стреловидной формы. В 1948г. начинается серийное производство самолета, показавшего на испытаниях уникальные летные качества. Кроме исключительных аэродинамических характеристик, самолет обладает надежной конструкцией и простотой. МиГ-15 экспортируется и становится на вооружение более чем в тридцати странах мира.

В 1950-х – 1953-х годах он принимает участие в боевых действиях в Китае и Корее. И по праву стал называться одним из лучших истребителей того времени.

Самолеты истребители МиГ. Перехватчик МиГ-17.

МиГ-17

Оценив успехи и победы МиГ-15, ОКБ-155 приступает к его усовершенствованию. В результате, увеличив стреловидность крыла и сделав его профиль тоньше, конструкторы добиваются улучшения маневренности и увеличения скорости истребителя. На испытательных полетах, начавшихся в конце 1950г., самолет И-330 впервые разгоняется свыше скорости звука – 1114км/ч. После окончания государственных испытаний истребитель запускают в серию. В процессе производства, его постоянно дорабатывают и улучшают. Впервые в мире самолеты-перехватчики МиГ-17 оснащаются управляемыми ракетами класса «воздух-воздух».

Вам может быть интересно — «Развитие вертолетов».

В процессе серийного выпуска самолет претерпевает 40 модификаций всевозможных назначений. МиГ-17 активно экспортируется и стоит на вооружении более чем в сорока странах мира.

Сверхзвуковой МиГ-19.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-19

В 1951г. на базе МиГ-17 строится прототип СМ-9 с двумя силовыми установками по 3250кг/с каждая. В первых же полетах истребитель преодолевает отметку скорости в 1400км/ч. А в 1952г. самолет МиГ-19 производят серийно. Весной 1955г. машина поступает в войска ВВС и ПВО. За время серийного производства заводы выпустили 1890 экземпляров в сорока модификациях. Истребитель состоял на вооружении более чем в 20-ти странах.

Самолет активно участвует в вооруженных конфликтах в Египте, Вьетнаме, Пакистане, Афганистане. На ближнем востоке во время арабо-израильского конфликта девятнадцатые показали себя с наилучшей стороны. Там им пришлось вступить в единоборство с израильскими Миражами, которые имели более современное оснащение.

Самые массовые самолеты истребители МиГ-21.

МиГ-21

9 сентября 1953г. выходит постановление совета министров СССР о создании фронтового сверхзвукового истребителя 3-го поколения. В основе проекта лежала концепция поражения противника ракетами класса «воздух-воздух» или залпами пушек при сближении. А время маневренных боев с малыми дистанциями безвозвратно ушло.

В 1954г. постройка машина со стреловидным крылом, как у МиГ-19 и одним двигателем была построена и получила обозначение Е-2. Впервые на воздухозаборнике устанавливался конус, регулирующий количество поступающего в компрессор воздуха. Первый вылет Е-2 совершил в феврале 1955г и в последующем разогнался до 1700км/ч. После установки более мощного двигателя самолет достиг скорости в 1900км/ч. Одновременно с конструированием Е-2 в КБ проводились работы над истребителем с треугольным крылом, с обозначением Е-4, который оторвался от ВПП летом этого же года. Концепция треугольного крыла получила свое дальнейшее развитие в прототипе Е-6 и летом 1958г. первые две машины были построены. При испытаниях были установлены абсолютные рекорды скорости – 2388км/ч. Во время производства с 1959 по 1985г МиГ-21Ф много раз совершенствовался. Было выпущено 11496 самолетов этого типа, в том числе огромное количество модификаций.

Фронтовой истребитель МиГ-21 участвовал во многих конфликтах во Вьетнаме, Египте, Ираке, Ливане, Индии, Анголе, Корее, Афганистане, Югославии, Шри-Ланке, Ливии…

Истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-23

Проектирование истребителя с укороченным взлетом и посадкой, ОКБ-155 начало в 1963г., согласно постановления совета министров и центрального комитета Советского Союза. Первоначально решили строить самолет с одним маршевым и двумя подъемными двигателями. Но после нескольких тестовых полетов работы закрыли как бесперспективные. И в 1965г. начинают разработки машины с изменяемой стреловидностью крыла «изделие 23-11».

Летом 1967г. И-23-11 поднимается в воздух, а весной 1969г. отрывается от земли первый серийный МиГ-23С. Всего за время производства выпущено больше четырех тысяч самолетов. Но истребитель получился сложным, с большим количеством недостатков и малой надежностью. Тяжело управлялся и часто уходил в штопор, из которого его трудно было вывести. Плохая гидроизоляция фюзеляжа позволяла попадать воде в электронное оборудование, которое естественно отказывало. Впоследствии, в процессе эксплуатации, от многих недостатков удалось избавиться, но репутация МиГ-23 оставляла желать лучшего.

Самолеты истребители МиГ. Высотный скоростной перехватчик МиГ-25.

МиГ-25

В марте 1961г. ОКБ Микояна получает приказ на постройку самолета способного летать на высоте более 20 000м и развивать скорость более порядка 3-х Махов. Такие характеристики истребителя потребовались для борьбы с бомбардировщиками США В-58 и высотными сверхзвуковыми разведчиками SR-71. Через три года начинаются заводские испытания Е-155 и Е-155Р. В процессе тестовых полетов машины устанавливают несколько мировых рекордов. Забегая вперед, скажем, что на самолетах МиГ-25 было установлено 29 рекордов, в том числе абсолютный по высоте – 37650м!

События 6 сентября 1976г.

Итак, в обозначенный день, летчик-истребитель ВВС Советского союза совершил беспрецедентный перелет на секретном самолете МиГ-25П в Японию. Сев на аэродром страны восходящего солнца, беглец попросил политического убежища в США. Это происшествие заставило СССР в срочном порядке менять систему опознавания «свой-чужой».

Машину с секретнейшим оборудованием экстренно переправили в Соединенные Штаты, где ее разобрали до винтика, а затем вернули в СССР.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-27

Во второй половине 60-х гг. ОКБ МиГ поставлена задача разработать ударный самолет для замены устаревших Мигов и СУ-7. Инженерами ОКБ-155 принимается решение на глубокую модернизацию самолета-истребителя МиГ-23. Претерпев множество изменений в планере, получив двигатели Р-29Б-300, заменив радиоэлектронное оборудование, истребитель приспособили для ударных целей. И в ноябре 1972г. обновленный истребитель-бомбардировщик МиГ-23 производит взлет.

В 1975г. самолет официально поступает на вооружение, где ему присваивается название МиГ-27.

Самолеты истребители МиГ. Легкий фронтовой МиГ-29.

МиГ-29

Разработки легкого фронтового истребителя нового поколения начались в конце 60-х годов прошлого века после получения информации, что в США приступили к проектированию F-15 Eagle. Советские конструкторы не пошли по традиционному пути, где в приоритет ставилась высота и скорость, они сделали ставку на маневренность. По сути МиГ-29 строился как самолет 4-го поколения. После поведения испытаний, в 1982г. приступили к серийному производству новых истребителей и к 2020г их производят 1400 шт. В 1987г. МиГ-29 принимается на вооружение в военно-воздушные силы СССР.

Недавнее применение МиГ-29 в Сирии показали их исключительную выносливость. Самолеты совершили 140 боевых полетов, где выполняли задачи по уничтожению баз террористов и сопровождению бомбардировщиков ТУ-22М3.

Лучший в мире истребитель-перехватчик МиГ-31.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-31

Сложно поверить, но МиГ-31 разрабатывался еще в Советском Союзе в далеком 1968г. для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей. За основу был принят высотный самолет МиГ-25. Первый вылет этот уникальный в своем роде самолет совершил в 1975г. После окончания осенью 1980г. ГСИ истребитель принимают на вооружение. В частях противовоздушной обороны МиГ-31 пришел на смену устаревшим ТУ-128 и СУ-15. Серийно производить МиГ-31 начинают в 1979г. К окончанию производства в 1994г. со стапелей сошло 500 с лишним истребителей-перехватчиков МиГ-31 разных модификаций. Сейчас строевые самолеты модифицируют до МиГ-31БМ.

Многофункциональный комплекс поколения 4++ МиГ-35.

МиГ-35

Инженерами ОКБ-Микояна, проведя всесторонний анализ истребителя МиГ-29М/М2, было принято решение подвергнуть его глубокой модернизации. В результате осенью 2016г. работы по самолету МиГ-35 были завершены.  Летные испытания нового самолета начались в конце 2017г. и окончились в 2018г. За этот самолет объединение МиГ взошло на пьедестал победителя на авиационно-космическом салоне МАКС-2017 в номинации «ОКБ года». МиГ-35 стал триумфальной премьерой на выставке.

МО России планирует приобретать МиГ-35 для замены парка истребителей МиГ-29 производства 80 — 90гг.

Самолет-фантом МиГ-37.

Самолеты истребители МиГ
МиГ-37

На самом деле МиГ-37 никогда не был построен. Но многие зарубежные издания наперебой сообщали о разработке в России истребителя пятого поколения корпорацией МиГ. Некоторые даже публиковали фотографии загадочного сверх секретного русского самолета и его технические характеристики. А НАТО, по своему обыкновению, присвоило МиГ-37 обозначение Ferret.

ПАК ДП МиГ-41.

Возможный вид МиГ-41

Сегодня объединением МиГ разрабатывается новый перспективный самолет в рамках программы ПАК ДП, который должен прийти на замену устаревающим МиГ-31. В прессу периодически просачивается информация по ТТХ самолета. По некоторым данным скорость истребителя дальнего перехвата должна достигать 4-4,3М.