Первые вертолеты СССР: история развития советских винтокрылых машин

Мало кто знает, но первым вертолетом, поднявшимся в воздух с человеком на борту, был не вертолет Игоря Сикорского, а наш, Советский 1-ЭА, созданный в Центральном авиагидродинамическом институте СССР в 1932г. Руководил проектом Советский инженер Алексей Михайлович Черемухин. Так почему же первенство в создании вертолета приписывают Сикорскому, который взлетел на своем VS-300 только в 1939г? Дело в том, что работы по вертолету 1-ЭА были строго засекречены. Также надо отметить, что постройка рабочей, управляемой винтокрылой машины стала возможной благодаря изобретению автомата перекоса нашим соотечественником Борисом Николаевичем Юрьевым в 1911г. Так какие они были – первые вертолеты СССР? Об этом мы сейчас расскажем.

Вам может быть интересно – «Советские реактивные самолеты».  

Как все начиналось.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны никому тогда еще неизвестный Николай Ильич Камов приступает к постройке сверхлегкого вертолета и уже 12 ноября 1947г. геликоптер соосной схемы КА-8 «Иркутянин» взлетает и делает круг. Спустя почти год «Иркутянин» включают в программу воздушного парада в Тушино. После триумфального полета, по решению Совета Министров СССР вновь создается ОКБ под руководством Камова и размещается заказ на постройку перспективного вертолета с соосным расположением несущих винтов.

Первые вертолеты СССР: история развития советских винтокрылых машин
КА-8 «Иркутянин»

В год первого полета КА-8 (1947) принимается решение о образовании опытно-конструкторское бюро, генеральным конструктором которого назначается Михаил Леонтьевич Миль. ОКБ приступает к проектированию вертолета ГМ-1 (в последующем МИ-1). За основу принята классическая конструкция с трехлопастным несущим и рулевым винтом. А осенью 1948г первый вертолет Миля поднимается в воздух. Серийное производство МИ-1, по классификации НАТО – «Заяц», в СССР начинается в 1954г. Всего было выпущено около тысячи вертолетов этого типа. Машина установила двадцать семь мировых рекордов по скорости, дальности и высоте полета. В СССР Завершили эксплуатацию МИ1 в 1983г.

Первые вертолеты СССР: история развития советских винтокрылых машин
МИ-1

Возможно Вас заинтересует – «Как работает реактивный двигатель».

Первые вертолеты СССР продолжение легенды.

В 1949г. Камов строит сверхмалый вертолет КА-10 «Летающий мотоцикл», который совершил первый полет над аэродромом Измайлово. А в 1951г. принимается решение о производстве девяти боевых вертолетов Камова для военно-морского флота. На флоте Ка10 занимались поисками мин и слежением за подводными лодками. Зарекомендовав себя с отличной стороны, десятка подвергается глубокой модификации, по сути это стал новый вертолет. Винтокрылая машина быстро завоевала популярность среди пилотов СССР и стран Варшавского договора, благодаря замечательной маневренности и простоте управления.

Первые вертолеты СССР: история развития советских винтокрылых машин
КА-10

Также в 1951г. ОКБ Миля приступает к разработкам десантно-транспортного вертолета МИ-4. И всего лишь через год, он уже совершает первый полет. В 1953г начинается эксплуатация четверки в ВВС и гражданской авиации СССР, продлившейся до конца 80-х. Он быстро становится самым массовым вертолетом наряду с МИ1. Используется во многих сферах народного хозяйства, пока его не вытеснили новые МИ-8.

Первые вертолеты СССР: история развития советских винтокрылых машин
МИ-4

В последующем в СССР сходили со стапелей уже более совершенные и оснащенные многоцелевые вертолеты. Но эти были первыми и по праву их можно назвать «Дедушками вертолетостроения СССР»!

 

Оцените статью
Добавить комментарий