Доброго времени суток. На это раз, в рубрике «Интересные факты» мы с Вами поговорим о том, как работает реактивный двигатель, то есть разберем принцип его работы. Но сначала вспомним теорию реактивного движения и ее основателя.
Возможно Вас заинтересует – «Кто изобрел вертолет?»
«Принцип движения ракеты заключается в том, что её реактивная сила создаётся за счёт отбрасывания части массы (как правило, речь идёт о продуктах сгорания, выбрасываемых в направлении, противоположном направлению движения).» — К. Э. Циолковский.
Типы реактивных двигателей.
Реактивные двигатели делятся на два класса:
- Ракетные двигатели – имеют на борту все компоненты горючей смеси, включая окислитель. Приспособлены для работы в любой среде, в том числе безвоздушной.
- Воздушно-реактивные двигатели – используют в качестве окислителя кислород, содержащийся в атмосфере.
Ракетные двигатели бывают твердотопливными и жидкостными.
Также читайте – «История развития авиации».
Воздушно-реактивные двигатели подразделяются на пульсирующие, турбореактивные, турбовинтовые, турбовальные (вертолетные газотурбинные), прямоточные и гиперзвуковые прямоточные.
Как устроен и как работает твердотопливный реактивный двигатель.
При сгорании дымного пороха, смеси селитры с сахаром «карамели» и т.д., в камере сгорания, образуются газы, которые устремляются наружу через сопло, толкая ракету в противоположную сторону. Как видно, принцип работы достаточно простой. Преимущества ТТРД – простота изготовления, отсутствие утечек токсичных веществ, долговременное хранение. К недостаткам относятся – низкий удельный импульс, сложности с остановкой и повторным запуском, а также, с управлением тягой.
Как работает турбо реактивный двигатель.
А теперь давайте рассмотрим устройство и работу турбо реактивного двигателя.
В состав турбо реактивного двигателя входят:
- Воздухозаборник;
- Стартер;
- Компрессор (осевой или центробежный);
- Камеры сгорания;
- Турбина;
- Сопло.
Вам может быть интересно – «История изобретения самолета».
Принцип работы. При запуске, стартер раскручивает двигатель. Воздух из атмосферы через воздухозаборник поступает в компрессор, где он сжимается и отправляется в камеры сгорания. Одновременно с воздухом в камеры поступает топливо (обычно авиационный керосин), где компоненты смешиваются и воспламеняются. При окислении топлива кислородом компоненты многократно расширяются и с огромной скоростью и давлением устремляются через турбину в сопло. Проходя через турбину, раскаленные газы вращают ее, а она в свою очередь, заставляет работать компрессор и вспомогательные агрегаты (масляные, топливные и бустерные насосы, генераторы). Вырвавшись через сопло наружу, реактивная струя создает импульс тяги двигателя.
Управление тягой (дросселирование) производится посредством уменьшения или увеличения количества керосина, поступающего в двигатель.
В турбовальных двигателях вся энергия отработанных газов передается на вал, для вращения основного и рулевого роторов.
Надеюсь публикация была полезна и ответила на вопрос – как работает реактивный двигатель. Удачи…