Краткая справка: КБ Сергея Владимировича Ильюшина создано 13.01.1933г. С момента основания по сегодняшний день инженерами спроектировано больше ста типов ЛА. Сейчас КБ переименовано в ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». В этой публикации мы расскажем Вам про боевые самолеты Ильюшина – Ил.
- Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)
- Скоростной дальний бомбардировщик ДБ-4 (ЦКБ-56)
- Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 «Летающий танк»
- Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)
- Опытный дальний бомбардировщик-торпедоносец Ил-6
- Штурмовик Ил-10
- Штурмовик Ил-16
- Бронированный штурмовик-бомбардировщик – Ил-20 (1948)
- Первый реактивный бомбардировщик Советского Союза Ил-22
- Носитель тактического ядерного оружия Ил-28
- Прототип реактивного фронтового бомбардировщика со стреловидным крылом Ил-30
- Десантно-грузовой планёр Ил-32
- Ил-46 опытный дальний бомбардировщик
- Околозвуковой самолет-бомбардировщик с двумя ТРД Ил-54
- Реактивный штурмовик Ил-40
- Советский военный самолет радиоэлектронной разведки Ил-20
- Противолодочный самолет средней дальности Ил-38
- Ил-102 советский экспериментальный штурмовик
Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)
Разработку самолета ДБ-3 в КБ Ильюшина начали в конце лета 1934г. Прототип было решено делать с деревянным фюзеляжем и крылом из металла.
Читайте также – «Самые необычные самолеты».
Летом 1935г. первый опытный экземпляр поднялся в воздух. С первых же полетов машина показала себя с наилучшей стороны. А в самом конце марта 1936г. впервые совершил вылет цельнометаллический самолет ДБ-3. Не дожидаясь окончания государственных испытаний, в 1937г. машину запускают в серийное производство. Всего со стапелей заводов сошло 1528 самолетов в 13 модификациях.
Скоростной дальний бомбардировщик ДБ-4 (ЦКБ-56)
В 1938г. ОКБ Ильюшина получает задание на разработку Скоростного дальнего бомбардировщика с экипажем из 4-х человек: Командир, штурман, стрелок и радист. В середине октября 1940г. самолет ДБ-4 впервые отрывается от взлетной полосы. Но в связи с угрозой начала войны, все силы ОКБ были задействованы на доведении Ил-2 и Ил-4 до массового производства. Таким образом, дальнейшие работы над ЦКБ-56 решили не проводить. А два построенных прототипа уничтожили при эвакуации.
Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 «Летающий танк»
Поистине, легендарный самолет. Фашисты называли его «Бетонный самолет», а по некоторым утверждениям «Чумой» или «Черной смертью». Сами же инженеры-конструкторы прозвали Ил-2 «Летающий танк».
Опытный экземпляр под индексом БШ-2 впервые поднимается в воздух в 2 октября 1939г. под управлением летчика-испытателя В. К. Коккинаки.
Вам может быть интересно – «Боевые самолеты Яковлева».
Серийный выпуск наживется в начале 1941г. За все время производства выпущено больше 36 000 крылатых машин. Штурмовик Ильюшина Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории мировой авиации.
Однако и потери были немалые – 11 448 боевых машин. Тяжелые самолеты с низкой маневренностью становились легкой добычей фашистских истребителей. Первоначально в летные полки поступали одноместные варианты Ил-2. В срочном порядке в фюзеляже прорезалось отверстие и устанавливался пулемет. Стрелками становились механики и техники-оружейники. Между собой место стрелка они называли «Кабиной смерти».
Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф)
Стал развитием бомбардировщика ДБ-3. Для него сконструировали новый фюзеляж с кабиной штурмана, новое крыло и убирающиеся шасси. Самолет активно использовался на фронте, особенно во время бомбардировки Берлина.
Вас может заинтересовать – «Самолеты Лавочкина».
Всего со стапелей заводов сошло 6 883 боевые машины в четырех модификациях.
Опытный дальний бомбардировщик-торпедоносец Ил-6
Программа закрыта из-за недоработки двигателей. Всего построен 1 экземпляр.
Штурмовик Ил-10
Продукт глубокой модификации зарекомендовавшего себя Ил-2. Впервые поднялся в небо в 18 апреля 1944г. Начало серийного выпуска 1944г. Всего до окончания массового выпуска построено 6 166 боевых самолетов. Боевое крещение получил в середине апреля 1945г. Активно использовался на дальнем востоке против японцев в августе 1945г. На вооружении в советском Союзе состоял до середины 1960-х годов.
Штурмовик Ил-16
Построен на базе Ил-10, но за счет уменьшения толщины брони, стал гораздо легче и маневреннее, что позволяло ему вести маневренный бой наравне с истребителями. По мощности вооружения Ил-16 не уступал Ил-10. Первый полет совершил в 1945г. Но в связи с окончанием ВОВ, а также с многочисленными дефектами в серию не пущен. Программа свернута в 1946г.
Бронированный штурмовик-бомбардировщик – Ил-20 (1948)
Разработка Ил-20 развернулась в конце 1947г. прототип подготовлен в ноябре 1948г. Совершил первый полет в начале декабря этого же года. Из-за большого уровня вибрации и переходом Авиации на реактивные двигатели, на государственные испытания не передавался. Программа закрыта.
Первый реактивный бомбардировщик Советского Союза Ил-22
ОКБ Ильюшина в 1946г. приступает к разработке реактивного бомбардировщика Ил-22 с четырьмя турбореактивными двигателями. И уже в конце июля 1947г. самолет совершает первый вылет. Однако из-за неудовлетворительных результатов испытаний, связанных с малой мощностью двигателей, Ил-22 к массовому производству не рекомендуют. Он так и остался в единственном экземпляре.
Носитель тактического ядерного оружия Ил-28
Проектные работы по созданию нового фронтового бомбардировщика развернулись в 1947г. боевая машина Ил-28 впервые отрывается от взлетной полосы в начале июля 1948г. В мае 1949г. на заседании у Сталина принимается решение о массовом выпуске самолета Ильюшина. На праздник Первомая в 1950г. над Красной площадью пролетел целый полк боевых машин Ил-28. Всего за время серийного производства со стапелей заводов сошло 6 635 единиц «Ильюшин-28» в семнадцати модификациях. Ил-28 состоял на вооружении в 25 странах мира.
Прототип реактивного фронтового бомбардировщика со стреловидным крылом Ил-30
Еще до окончания работ по Ил-28, инженеры ОКБ Ильюшина приступают к проектированию нового самолета Ил-30. Но в связи с запуском в серию «двадцать восьмого», а также с недоработкой проектных решений программа закрыта.
Десантно-грузовой планёр Ил-32
Первый и единственный экземпляр планёра Ил-32 был готов в 1948г. Безмоторная боевая машина могла перевозить груз до 7т. или до шестидесяти человек личного состава. Ил-32 впервые поднимается в воздух в том же 1948г.
Ил-46 опытный дальний бомбардировщик
Являлся увеличенной копией Ил-28. Первый вылет совершил в начале марта 1952г., по результату которого, получил высокую оценку. Но к серийному производству рекомендовали Ту-16, имевший более высокие оценки.
Околозвуковой самолет-бомбардировщик с двумя ТРД Ил-54
Проектирование нового самолета стартовало в конце 1952г. Ил-54 впервые отрывается от взлетной полосы в начале апреля 1955г. Хоть боевая машина и получила высокие оценки на летных испытаниях, но ввиду того, что в серийном производстве уже находился Як-26, в серию ее не рекомендовали. Ил-54 стал последним бомбардировщиком ОКБ Ильюшина.
Реактивный штурмовик Ил-40
Изыскательские работы по реактивному штурмовику начались в 1950г. В начале марта 1953г. Ил-40 производит первый взлет. В 1954г. боевой штурмовик запускают в массовое производство. Но из-за изменившейся военной доктрины все работы по Ил-40 были закрыты.
Советский военный самолет радиоэлектронной разведки Ил-20
Основой для Ил-20 послужил пассажирский самолет Ил-18. Стал первым самолетом в СССР, оборудованным средствами воздушной разведки таким как: Радиолокационная станция бокового обзора, спутниковая связь, фотоаппаратура, всевозможные оптические датчики и инфракрасный сканер.
Ил-20 создан в 1968г. Впервые поднялся в воздух в марте 1968г. За время производства с 1968 по 1976г. выпущено 20 разведывательных бортов.
Противолодочный самолет средней дальности Ил-38
Разработки противолодочного самолета развернулись в июле 1960г. В качестве основы выбрали пассажирский Ил-18. В конце сентября 1961г. Ил-38 совершает первый полет. В 1965г. завершились государственные испытания, по результатам которых машина рекомендована к поступлению на вооружение. Серийное производство Ил-38 продолжалось с 1967 по 1972г. За это время заводом выпущено 65 противолодочных самолетов Ил-38.
Ил-102 советский экспериментальный штурмовик
Является глубокой модификацией Ил-40. Работы по созданию развернулись в 1970-х годах. В воздух Ил-102 впервые поднялся в конце сентября 1982г. в 1984г. штурмовик законсервировали. В 2005г. боевую машину Ил-102 перекрасили и установили на постамент на аллее героев ЛИИ.