Всем привет. Сегодня, в рубрике «советы и рекомендации» хочу поговорить о такой важной теме в авиамоделизме, как настройка радиоуправляемого вертолета.

Итак, Вы приобрели радиоуправляемый вертолет. Не важно, с рук или новый. Много часов просидели за авиасимулятором, отрабатывая элементы полета. Но настоящая вертушка никак не хочет нормально летать. Ее постоянно уводит или вправо или влево, вперед или назад, а может, болтает хвостом как ненормальная. В этом случае необходимо провести комплекс регулировок механики и электроники винтокрылой машины.

Для примера рассмотрим настройку радиоуправляемого вертолета классической схемы.

Будем считать, что пульт управления уже настроен. Кривые и расходы выставлены. Если нет, то это тема для отдельного разговора, хотя, некоторые моменты я опишу здесь.

Настройка механики главного ротора радиоуправляемого вертолета.

Пожалуй, начнем. Первым делом, требуется снять верхнюю часть механизма с вала несущего винта, оставив на месте только тарелку. Затем включите передатчик и только после подайте питание на приемник. Предварительно не забудьте отсоединить мотор от регулятора оборотов. Стики и триммера установите в «0». Теперь смотрим на качалки сервоприводов на основном роторе, их обычно три. Если они стоят не горизонтально, то их нужно снять, и выровнять максимально близко к горизонтали. 

Следующим шагом станет юстировка тарелки. Для этих целей существует специальное приспособление, но можно обойтись и без него. Вкручивая и выкручивая линьки на тягах, вытягиваем ее в точное горизонтальное положение. С приспособлением, это не составит особого труда. После этой процедуры, надо проверить, не касается ли она рамы в крайних точках.

Далее возвращаем «голову» на место и присоединяем тяги. Приступаем к регулировке углов атаки. Опять устанавливаем управление в «0». Затем проверяем, что промежуточные качалки (если Ваш вертолет с сервоосью), находятся строго горизонтально. Если нет, регулируем длину тяг, пока не достигнем результата. Затем, добиваемся на лопастях несущего винта шага, равного нулю.

Опять же удлиняя или укорачивая тяги. В чем очень поможет специальный угломер. Их два типа — для «флайбарных» и «безфлайбарных» автоматов перекоса. То есть, автоматов перекоса с сервоочью, и без нее. К этому этапу отнеситесь с полной серьезностью, и проведите его несколько раз. С каждым разом убеждаясь в точности измерений, попеременно на каждой лопасти. Если Вы допустите неточность,  тогда неизбежно получите «бабочку». Это выражается в разных плоскостях вращения каждой лопасти. И приводит к излишней вибрации всей модели.

Коллективный шаг.

В итоге, добившись отсутствия «бабочки», приступаем к  выставлению шага в разных полетных режимах. На передатчиках их обычно три, Idle 1, 2 и 3. 1-й – разумеется, для взлета посадки и простых пролетов. Второй и третий – для выполнения фигур высшего пилотажа. И, еще один режим, так называемый «Hold», он служит для экстренной остановки двигателя при нештатных ситуациях. А также, для отработки посадки на авторотации.  В Idle 1 угол должен быть -2 +7 градусов.

Во втором -11 + 11, в третьем потом  выставите так, как Вам требуется. Ну и в Hold – аналогично, как и во втором. Это делается настройками кривых шага в передатчике. Хочу обратить внимание, что эти цифры не аксиома, далее, когда Вы научитесь уверенно «летать», сможете подобрать нужные Вам установки опытным путем. В конце, не забудьте проверить, нет ли каких заеданий автомата перекоса в крайних точках. Механическая настройка головы завершена.

Настройка механики хвостового винта радиоуправляемого вертолета.

Наконец, проведя вышеперечисленные процедуры, переходим к настройке хвостового ротора. В принципе, здесь только требуется сделать предкомпенсацию реактивного момента. Для чего, снова стик руля поворота в положение «0». Установить качалку сервопривода перпендикулярно хвостовой балке. Потом, регулируя длину тяги, выводим угол атаки рулевого винта примерно 4 – 6 градусов. Это необходимо для правильной работы гироскопа.

Правда, некоторые производители рекомендуют свои настройки. Поэтому, прежде почитайте инструкцию к гироскопу, установленному на радиоуправляемом вертолете.

Надеюсь, что публикация вышла интересной и полезной. Более подробную информацию можно найти на форуме RC-design. Удачных полетов.